Неуловимый Джо

Исподлобья
Многообещающим был проект. Появившийся полгода назад альтернативный «Свободный театр», дав вкусить столичной публике от своего «безбашенного» эксперимента, как будто вернул ее в золотые для всякого истинного театрала 90–е, когда на подмостках было возможно абсолютно все, а количество театральных студий в Беларуси считали на десятки. Театр тогда был особенно живым и интересным, несмотря на то, что ни до, ни после не падал так низко, но и высот, случалось, достигал таких, что щемило сердце... С ностальгическими надеждами на новое студийное движение больно прощаться, но если оно когда–нибудь и возникнет, едва ли уже «Свободный театр» сыграет в нем значительную роль.

Несколько дней назад «Свободный театр» побывал на гастролях в Москве, показав свой, пожалуй, самый нашумевший спектакль «Психоз 4.48» прямо в буфете знаменитого Центра им. Вс.Мейерхольда. Вполне в стиле этого своеобразного проекта. Рецензии в московской прессе были, правда, не особенно восторженные. Зато последовавшие за ними многочисленные интервью Николая Халезина, одного из основателей «Свободного театра», вызвали куда больший резонанс. Чего стоят одни его сентенции о том, что белорусские власти якобы вынуждают всякое смелое искусство существовать в «подпольных» условиях! Потому что «в любой момент на спектакль может ворваться полиция» и прервать действо, а хозяева ночных клубов, пустившие к себе «Свободный театр», «рискуют нарваться на крупные неприятности» (поэтому–то места проведения представлений всегда строго засекречены)... Действительно, способ привлечения публики здесь весьма оригинален — на спектакль «Свободного театра» зрители могут попасть только по предварительной записи по телефону. Часто тогда же они узнают и о местонахождении очередных «подмостков». С точки зрения «пиара» идея, кстати, почти гениальная. Вдобавок ощущение «избранности» позволяет публике закрыть глаза на огрехи в актерской игре и режиссерских поисках... Журналист «Известий» Халезину не поверил и вполне адекватно отреагировал на его информацию: «Если бы у вас в стране был совсем кромешный ад, вы бы не решились давать такое интервью нашей газете...»

Насколько мне известно, после появления рецензий на спектакли «Свободного театра» в «СБ» (к слову, вполне благосклонных) и неоднократного обнародования мест проведения сего «засекреченного» действа на страницах нашей газеты ни одна душа не пострадала. «Свободный театр» никто не запрещал и запрещать не собирается. Ну нравится ему быть «подпольным» — пусть будет. Да и среди публики есть любители подобных игр.

Например, репутация «запрещенного театра» немало помогла украинскому режиссеру Андрею Жолдаку прославиться и получить награды на фестивалях в Румынии, Польше, Нидерландах. «Enfant terrible» подмостков, как часто называют Жолдака в прессе, действительно не раз попадал в списки запрещенных в Украине творцов. Но все–таки «Свободный театр» — отнюдь не Жолдак...

Почти 40 лет назад публика так и не увидела скандально–разоблачительную версию «Мистерии–буфф» — «политическое кабаре» легендарного Петра Фоменко запретили прямо накануне премьеры. Говорят, зрителей со скандалом разогнали с последней сдачи спектакля, проверяя, не спрятался ли кто под креслами, а самого Фоменко на 5 лет отлучили от профессии... Но и это явно не наш случай.

Знаете, пожалуй, больше всего ситуация со «Свободным театром» напоминает мне анекдот про Неуловимого Джо, хулиганствующего в салунах. Ковбои прозвали его Неуловимым, поскольку никто и не пытался его ловить... Честное слово, заигравшись в «пиар», «Свободный театр» сильно рискует приобрести репутацию такого же «Неуловимого Джо», который никому не нужен, поскольку неинтересен. Публике необходим допинг, а делать вид «запрещенного» можно до определенного предела, сможет ли потом искусственно «скандализированный» театр потрясти искусством нового качества? Это — большой вопрос.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter