Интервью с чемпионом мира велосипедистом Василием Кириенко

Неугомонный Кири

«Американские домики со стрижеными газонами, узкие серпантины, горы, сотни гонщиков, семья и предельная сосредоточенность на дороге. Это один из тех моментов, когда что-то предельно обыденное потрясает, открывая пугающую реальность. Такая же зацикленность сопровождала меня на шоссе на протяжении всего чемпионата. Я засыпал, нянча в голове холодные, грузные мысли о золотой медали...» Чемпион мира по велоспорту Василий КИРИЕНКО напоминает мне маститого, повидавшего виды писателя, душа которого пропитана не грустной осенней лирикой, а невероятным оптимизмом и энергией. Став чемпионом мира, в свои 34 года он и не думает сбавлять обороты. Что с точки зрения олимпийских перспектив весьма здорово.


— Василий, вы провели один из лучших сезонов в карьере. Победа на «Джиро», Евроиграх в Баку, чемпионате мира — есть чем гордиться.

— Согласен! Сезон получился на славу, сложно передать словами, как я долго шел к этой победе. Никогда не считал себя фаворитом, отчасти уповая на везение в гонке. Начиная с 2006 года у меня уже было 6-е место на мире. Спустя еще 6 лет — 3-е. Подиум — достижимая цель, победа — что-то нереальное, стоящее особняком. Сейчас бы отдохнуть немного, восстановиться, отвлечься...

— Время для этого есть. Ваше появление в Испании, где начнется новый сезон у велогонщиков, запланировано лишь на конец января.

— Да, времени хватает, и я буду стараться его использовать с максимальной пользой. На пару недель планирую и вовсе забыть про велосипед и шоссе, съезжу домой в Речицу. Обнять родных, заняться домом: из спортсмена превратиться в обыкновенного человека. Обычно это дает мне хорошую эмоциональную подпитку.

— Давайте вспомним сентябрьский чемпионат мира. Верили в то, что на другую сторону Земли отправляетесь не только за участием?

— Оптимизма и веры в свои силы после выступления на Европейских играх в Баку, конечно, прибавилось. На Американском континенте выступал впервые, и для меня Ричмонд стал самым запоминающимся форумом. В память врезались окрестности этого вирджинского города: холмистая местность, пустынные дороги, ухоженные домики, голливудские улыбки, Атлантический океан, виднеющийся где-то вдали... Надеюсь, что до начала Олимпиады не перегорю. Однако спорт непредсказуем. Сейчас главное — удержать форму и настроиться на борьбу. Впрочем, со вторым проблем быть не должно. Для меня нет никакой разницы между Олимпиадой и чемпионатом мира. Готовлюсь и настраиваюсь в обычном режиме.

— Бутылку шампанского в честь победы откупорили?

— Это уж точно не для меня! Не люблю пышных празднований и светского пиара. Так что насчет пресловутого «Пивка — для рывка, водочки — для обводочки» я пас. Современный велоспорт с его космическими скоростями несовместим со спиртным. Я, конечно, не аскет и не за «сухой закон», но надо знать три вещи: когда, с кем и сколько. Вот и все. А вообще, поздравляли меня многие. Электронная почта разрывалась от входящих сообщений, телефон и скайп почти никогда не молчали, а в течение групповой гонки через день после победы меня поздравил практически весь пелотон. А то, что написал в Твиттере лидер «Скай» Крис Фрум, вы наверняка видели.

— Разделка — ваш конек?

— Это вид, в котором я одержал свои главные победы, — три этапа на «Джиро д’Италия», этап «Вуэльты», Баку-2015, 4 первенства страны, бронза на чемпионате мира в 2012 году, золото Ричмонда... Мне об этом постоянно напоминали наставники, призывая выложиться в гонке, как в последнем бою. Разговор так и вертелся вокруг этой темы, да и сам я понимал: если стартану шустро и на финише выложусь до предела, шанс у меня появится.

— Что было после чемпионата?

— Прилетел в Испанию и продолжил гоняться в составе команды. Получил приглашение защитить чемпионский титул в одной классической многодневке и заодно представить новый велосипед, комбинезон. Потом участвовал в «Джиро дель Пьемонте» в Апеннинах. А «Тур Ломбардии» — гонку по маршруту Милан — Турин через Бергамо и Кому, которая традиционно закрывает сезон в профессиональном велоспорте и зовется «классикой опавших листьев», проехал в лайтовом режиме. Было мокро, зябко и скользко. Подумал: дома меня ждут хорошее настроение, семья, и заканчивать сезон травмой совсем не хотелось. На финише отстал от победителя больше чем на минуту.

— Скажите, а откуда у вас такой несвойственный для наших широт загар?

— Я только вернулся из Испании. В некоторых местах там все еще жарко. В Ричмонде в сентябре солнце тоже здорово припекало. В Минске бываю всего пару месяцев в году. Такой у нас вид спорта, приходится искать места потеплее: Франция, Италия, Испания, Катар...

— Дети с велосипедом дружат?

— Да, еще как. 9-летняя Юлька и 5-летний Лешка пристрастились к велосипедным прогулкам. А вот полуторагодовалая Дашка еще только ручки тянет к трехколесному байку. Жена у меня тоже заядлая любительница покататься.

— Велосипед в последнее время утрачивает свои телевизионные и рекламные позиции. С точки зрения пиара, ослабевает из-за допинговых скандалов.

— В последние годы громкие разоблачения и допинговые войны стали частью гонок Гранд-тура в мире профессионального велоспорта. Война идет и по сей день. Допинг в том или ином виде существовал еще, наверное, до нашей эры. Все хотят побеждать, зарабатывать деньги, рекламировать себя. Но по мне вся эта антидопинговая борьба чересчур раздута. С каждым годом «Тур де Франс» превращается из некогда грандиозного велособытия в детективную сагу. Под вопросом существование самого «Тура». Слышал, в следующем году «Большая петля» возьмет старт не в Лондоне, а где-то в Германии. Британские телекомпании заявили о желании отказаться от ее трансляции. Распрощались с «Тур де Франс» и некоторые спонсоры. И продолжение, судя по всему, еще последует. На чемпионате мира прецедентов не было. Грядущий сезон, по мнению многих специалистов, должен дать однозначный ответ на вопрос, сможет ли велоспорт победить допинг.

— Кто ваши главные конкуренты?

— Основными соперниками в разделке считаю лишь двоих: коллег по цеху Кристофера Фрума и олимпийского чемпиона Брэдли Уиггинса. С ними и придется побороться на Олимпиаде. Остальных я тоже держу в уме, но близко не подпускаю.

— Вы продлили контракт со «Скай» на два года.

— Да, я комфортно себя чувствую в этой команде. Первая гонка сезона? Это будет заезд невысокого ранга на Мальорке в конце января — начале февраля.

— Василий, чего стремитесь достичь сами? Как в профессиональном, так и в личном плане.

— Чтобы жена и дети светились от счастья. И чтобы лет через десять подросшая Даша, взвесив на руках завоеванные к тому времени медали, сказала: «Да, папа, все-таки ты гонял не зря...»

lobatjy@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter