К 30 годам Ольга Берчук из Малориты успела сделать и пережить столько, сколько иным за всю жизнь не удается

Неуемная Леля


В пантеоне славян Леля — Богиня весны, молодости, верности, покровительница чистой любви. В то же время это творческий псевдоним исполнительницы народных песен, режиссера Малоритского дома культуры Ольги Берчук. Талантливая, жизнерадостная и обаятельная, она в свои 30 лет уже зрелый и умудренный опытом человек. Родила пятерых детей, построила дом и намерена посадить сад. Жизненная установка, которой обычно придерживаются настоящие мужчины, оказалась по силам хрупкой женщине.

Это была большая любовь

Старшему Егору 13, Ксении 12, Валерии 11, Арсению четыре, Надежде два годика. Недавно многодетной маме Ольге Берчук торжественно вручили Орден Матери. 

Несложно подсчитать, что первенца Оля родила в 16 лет. 

— Мой Игорь был старше меня на пять лет. Молодые, неопытные. Я забеременела. На своей шкуре прочувствовала, что такое осуждение общества. Но психологически готова была стать мамой, так как нянчила младшего брата, у нас разница 9 лет. Сейчас своим детям объясняю, целую книгу могу написать, почему в 16 лет становиться мамой не стоит, — смеется Ольга. 

Мы сидим в уютной кафешке на главной площади Малориты. Стройненькая как тростинка, глубокие зеленые глаза, конопушки на щеках — ей и тридцати не дашь. 

Сейчас уверенная в себе, в 2007 году беременная Оля бежала из Малориты, подальше от досужих сплетен — после девятого класса поступила в Брестский музыкальный колледж на народное отделение. 

— Психологически это меня спасло. Через 4 месяца родила и ушла в академический отпуск. Пыталась учиться дальше, но было сложно. Потом — вторая беременность, третья. В результате колледж я так и не окончила, хотя за полгода учебы много взяла для себя, с благодарностью вспоминаю своего педагога Людмилу Николаевну Кучур. 

Позже Ольга Берчук с красным дипломом окончила Пинский колледж искусств, а высшее образование — юридическое — получила в Минском инновационном университете. 

— Разница между третьим и четвертым ребенком приличная. Как опять решились рожать?

— Уже осознанно. С четвертым ребенком все было по-другому, можно сказать по-взрослому. Другие эмоции. 

А после рождения пятого — овдовела. Игорь работал в Польше, умер от острой сердечной недостаточности в чужой стране. 

— Сейчас, когда живу без Игоря, понимаю, что у нас была большая любовь. Последний разговор накануне его смерти — о любви. Я сказала, что мы все его любим и ждем домой. Мужа нет уже полтора года, а чувства мои никуда не ушли. Самое страшное — это смерть. Самое важное — здоровье. Все остальное — мелочи. 

Тишина в зале 

В 19 лет, будучи мамой троих детей, Ольга устроилась на работу в Малоритский городской дом культуры. Пение — ее второе «я». 

— Пела бабушка Нина по маминой линии. Каждое застолье в нашем доме заканчивалось народными песнями. Школьницей я знала больше народных песен, чем эстрадных. 

Первой песней, которую Ольга Берчук спела широкой публике, стала «Зелена дубрава». Про известного мастера Степаниду Степанюк из деревни Доропеевичи снимали фильм. Понадобилась девушка, которая должна была сыграть ткачиху в юности и спеть. 

Сегодня в репертуаре исполнительницы около двух десятков песен — фольклор в современной обработке, а также свои, авторские. Любимый стиль исполнения — а капелла. 

— Сложный жанр, надо держать человека голосом и харизмой. Мои любимые моменты — тишина в зале после выступления. Несколько мгновений перед аплодисментами, когда люди не понимают, что с ними. Народные песни — они же лирические. Это рассказ, я душу раскрываю. 

— А как отношения с современной эстрадой?

— Это не мое. Подрабатывала, правда, на свадьбах, но и там находила то, что мне по душе — народные застольные песни. 

Как подрастет Надя, пойдет в садик, Ольга мечтает сесть в машину и проехаться по деревням — записать песни, которыми богата Малоритчина. 

— Мне нравится общаться с пожилыми людьми. В них нет грубости, соперничества, они люди умиротворенные. А я умею слушать. 

А еще Ольга поет в церковном хоре в церкви Николая Чудотворца в Малорите. Признается, это много дало ей как человеку и как исполнительнице. 

— Когда умер муж, мне надо было убежать от реальности. Позвонила матушке и напросилась в повседневный хор. Это совсем другое, чем народные песни. Мало того что фальцетом надо петь, так еще и академическим. А у меня природное вибрато, пришлось перестраивать голос. Сложно, но круто. Отличный опыт и эмоциональная поддержка. 

Интересуюсь, когда в ближайшее время можно будет увидеть Лелю на сцене? 

Пожимает плечами: 

— Я давно не выступала. Не хотела делиться своей болью. Но уже скоро начну репетировать в Доме культуры. Пустота, полутьма — и ты репетируешь. Сцена — это как утроба матери, ты слышишь только себя. Хочу опять окунуться в эти эмоции. Заодно буду развивать Instagram и YouTube-канал. Что я могу сделать, чтобы мир стал лучше? Петь. 

Мечты сбываются

Дом в Малорите Ольга построила уже без мужа: 

— У меня спрашивают, как ты смогла? А я живучая, я умею находить выходы практически из любого положения, не умею сдаваться.

До трагедии семья ютилась в общежитии. В 2009 году Берчуков кредитовали, выдали участок, но у Игоря начались проблемы со здоровьем. В общем, участок забрали, кредит завис…

— Ситуация зашла в тупик. Я стала ходить по кабинетам, пытаясь решить свой жилищный вопрос, а потом поехала на прием к Наталье Кочановой в Лепель. Мне две недели до родов пятого ребенка, а я сажусь и еду. Муж в Польше, пятница 13-е, полнолуние. Живот тянет, а я молю Бога, чтобы только не в поезде родить. Рассказала Наталье Ивановне о своей ситуации, попросила о помощи. 

— Все решилось?

— Я приехала в Малориту, родила дочку. И поехала к мужу в Польшу в гости со всеми детьми. И тут звонок из Беларуси. Нас разыскивают, говорят, что решился вопрос с кредитом. 

Дом Ольга начала строить на свой страх и риск. Наняла специалистов и возвела коттедж за год. В августе нынешнего года семья вселилась в собственное жилье.

Людям, решившим действовать, сопутствует удача, считает Ольга Берчук: 

— Мне хотелось, чтоб у детей был родительский дом, куда можно всегда вернуться и напитаться энергией. Все получилось — удобно, качественно. Мы любим все вместе сидеть у печи, в которой большая каминная дверка. По пятницам у нас семейный ужин с сервировкой. Жаль, без Игоря. Дом — это радость для детей и для меня. Выхожу из дома — а там солнце всходит. Это классно. Идет дождь — я хожу под дождем. Люблю босиком по траве. Уложу детей спать и гуляю по ночной Малорите. Я опять начала жить. Радуюсь каждому дню и учу этому своих детей. А недавно осуществила еще одну мечту — поднялась в небо на дельтаплане…

kozlovich@sb.by

Фото из архива Ольги Берчук

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter