Неудобный вопрос

В Америке идет предвыборная кампания...

В Америке идет предвыборная кампания. Кандидаты в президенты колесят по стране и пытаются понравиться избирателям, как водится, обещая лучшую жизнь. Но порой им приходится отвечать на вопросы. Иногда очень даже неудобные. Один такой неудобный вопрос Джон Маккейн получил в прошлом месяце на митинге в городке Спаркс (штат Невада). Короткий диалог республиканского кандидата с одной бизнесвумен потом долго цитировали белорусские СМИ. Дело в том, что женщина пожаловалась на... американские экономические санкции против Беларуси. Из–за них ее предприятие оказалось на грани банкротства. «Как вы собираетесь проводить внешнюю политику, чтобы не вредить интересам простых американцев?» — спрашивала она. Маккейн слывет в Вашингтоне специалистом–международником, но в тот раз он не обнаружил больших знаний о Беларуси и повторил известные формулировки, которые придумала еще администрация Джорджа Буша. Между тем от нового американского президента ждут новой внешней политики...


Журналисты «Радыё «Свабода» разыскали пострадавшую. Ею оказалась Мишель Уилсон, предпринимательница средней руки. Закупка и перепродажа огнеустойчивых тканей на полоцком «Стекловолокне» стала ее семейным бизнесом. Отец Мишель еще в 1992 году наладил крепкие связи с белорусским нефтехимом. Она продолжила его дело. Но теперь «все, что нажито непосильным трудом», летит в тартарары. Поскольку «Стекловолокно» входит в концерн «Белнефтехим», и само предприятие, и его американские партнеры попали под санкции США против Беларуси. На этом в истории «взлета и падения» можно было бы поставить точку, поскольку защита американских граждан — это все–таки прерогатива американских властей, тем не менее мне показалось, что интервью Мишель будет интересно и белорусскому читателю. Хотя бы из–за неожиданного ракурса известной проблемы.


Приведу отдельные места, показавшиеся мне наиболее любопытными.


«Мы выбрали полоцкое «Стекловолокно» потому, что они предложили лучший продукт и лучшие цены, — отвешивает американка комплимент своему деловому партнеру. — Они дали нам возможность конкурировать с китайскими производителями, что всегда было очень тяжело в США». Больше всего этим словам определенно порадуются в Полоцке, хотя там наверняка и без того знают о своей конкурентоспособности на мировом рынке. А вот свои собственные перспективы г–же Уилсон видятся очень печальными: «Если я не смогу найти другого поставщика, который удовлетворил бы моих клиентов, могут случиться две вещи: все эти торговые программы умрут и моя фирма обанкротится».


«Объем продаж белорусской фирмы на американском рынке маленький, можно сказать, незначительный. Она продает на других мировых рынках, — уточняет Мишель. — Но для нас, кто покупает их продукцию в США, санкции полностью разрушительные». Бизнесмен фактически подтвердила то, о чем заявляла белорусская сторона. Что решение администрации Буша не является для Беларуси катастрофическим. Хотя это, разумеется, не значит, что Минск готов его так просто принять.


Мишель Уилсон несколько раз подчеркивает в течение интервью, что она не политик, но размышляет, как дипломат хорошей школы: «Я надеюсь, что санкции продержатся только короткое время и что Беларусь и США смогут прийти к взаимопониманию дипломатическим путем, чтобы отменить их». При этом она все–таки признает, что у нее и у других американцев, которые пострадали, не так много рычагов давления на Белый дом. «Я только могу поставить нашим политикам в США вопрос о санкциях. Я чувствую, что, как американка, я имею на это право. Когда такие вещи случаются и они непосредственно затрагивают мою фирму, я могу пойти и спросить о причинах этих санкций, — говорит предпринимательница. — Я хочу, чтобы люди знали, что, когда вводятся санкции против какой–то страны и когда они ударяют по американским фирмам, когда они наносят большой вред нашим фирмам, это немыслимо».


Такой вот свежий взгляд на вещи. Давайте только не будем на его основании делать вывод о том, что американские санкции ударили больнее по США, чем по Беларуси. Было бы чересчур наивно так думать. Ясно другое. Американские экономические санкции — не есть решение окончательное и бесповоротное, поскольку находятся новые аргументы за их отмену. Тем более что голос из–за океана сливается с тем, что говорят в Минске. Беларусь заявляет, что настроена на нормализацию отношений с Западом, и слова с делом не расходятся.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter