Неудобный аксакал

В нашем футболе появилась личность.
В нашем футболе появилась личность. Этими словами я просто констатирую факт. Его уже успели полюбить болельщики, ибо они не слепые и видят, как преобразилась игра минского "Динамо", когда тренерский штурвал взял в свои руки Юрий Шуканов и позвал себе в помощники Леонида Остроушко. Скажу больше: в последнее время болельщики и журналисты ходят на футбол именно "на них". Почти как раньше ходили "на Прокопенко" или Малофеева. Пресс-центр стадиона нынче не пустует. Там теперь всегда неизменные аншлаги. Журналисты всех мастей и простые зеваки с нетерпением ожидают прихода Остроушко. И не было еще случая, чтобы во время разговора зал не взорвался хохотом и аплодисментами. Остроушко умеет завести публику, не дать ей заскучать. Но это лишь видимая часть айсберга. Леонид Константинович не просто тренер-острослов. Он, как уже говорилось, личность. Один из лучших специалистов Советского Союза, кладезь тренерских знаний.

50 лет своей жизни Леонид Остроушко провел в Казахстане. Там играл (240 матчей в высшей лиге чемпионатов СССР), потом - тренировал. Не только "Кайрат", с которым в середине 80-х добивался лучших результатов в истории команды, - география тренерской деятельности Остроушко обширна: Семипалатинск, Джамбул, Целиноград, Караганда, Санкт-Петербург, Орехово-Зуево, Ташкент, Алжир и вот, наконец, Беларусь. Минск. "Динамо".

10 августа Леониду Остроушко исполнится 68 лет. Заслуженный тренер Казахской ССР, лучший тренер Казахстана XX века, член символической сборной лучших футболистов Казахстана XX столетия...

- Вообще-то это мне по паспорту 68, а на самом деле всего-то 67, - улыбается Леонид Остроушко, когда мы расселись в комнате для теоретических занятий на базе минского "Динамо" в Стайках. - Во время войны нашу семью эвакуировали из Запорожской области в Казахстан. Попали под бомбежку и документы были утеряны. А потом мне годок накинули, чтобы в школу взяли, малого...

Цербер, деспот и тиран

- "От Москвы до самой Кушки лучший тренер - Остроушко!" Знаком вам этот плод фанатского творчества, Леонид Константинович?

- А то! Этот слоган еще болельщики "Кайрата" сочинили, в союзные времена. Потом он просочился на территорию России, а теперь вот, выходит, и до Беларуси добрался...

- Я вот о чем подумал: где бы вы ни работали, везде был результат. Но не оказывалось в итоге самого Остроушко. Логику хотелось бы понять...

- Я неудобный человек для руководства, вот и вся логика. Очень неудобный. Имею свое мнение и не позволяю навязывать мне чужое. А таких не любят. С председателем спорткомитета Казахстана, например, который напрямую курировал алма-атинский "Кайрат", мы никогда не ладили. Акпаев его фамилия была. В "Кайрате" он меня терпел исключительно за результат, а не потому, что я весь из себя такой красивый парень был. В 1982 году я пришел в команду в качестве помощника. Понаблюдал за работой главного тренера во время подготовительного периода и понял одну простую вещь: наставник этот, не буду называть его фамилии, времен нэпа. В том смысле, что по его схемам работали в те далекие времена, когда еще Ленин живой был. Молчать я не привык, а потому прямо сказал о своих наблюдениях руководству. В итоге пришлось команду покинуть. Чтобы вернуться через месяц спасать уже тонущий корабль. Оказалось - поздно: подготовка к сезону была безнадежно завалена, и выплыть мы не сумели. Последний и единственный шанс зацепиться за соломинку был тогда здесь, в Минске. Но Юра Курненин аккуратно положил нам три гола, чем и отсалютовал: до свидания!

- К вопросу о логике. В 1986 году вас сняли с поста главного тренера, когда "Кайрат" шел на третьем месте и реально претендовал на медали...

- Особенности казахского футбола. Играл когда-то в Алма-Ате такой футболист - Тимур Сегизбаев. Ну как играл: за десять сезонов матчей 50 хорошо если провел. Поработал он в Йемене, приехал и прямиком направился в ЦК с рацпредложением: назначить его тренером "Кайрата". На следующий день мне сказали буквально следующее: "Послушай, команда все равно на ходу. Дай, слушай, человеку, казаху, поработать. Пусть потренирует..." Что на такое ответишь? На, работай... Тренируй.

- Дурдом!

- А почему, думаешь, я уехал из Казахстана? И не тянет больше, хотя практически всю жизнь там провел. Надоело быть в роли Фигаро. Каждый уважающий себя тренер и человек должен быть в меру амбициозным и знать себе цену. А в роли клоуна и тряпки я никогда не был. Вот и все. Напоследок сказал Акпаеву: "Я в твою команду больше ни ногой!" - "Естественно, - даже не удивился он. - Только через мой труп!" Ладно. Проходит год. Команда в полной... яме. Звонок. Секретарь Акпаева. Зайдите. И начинается: кто старое помянет - тому глаз вон, пятое-десятое, в общем - возвращайся. Нет, говорю, не вернусь. На следующий день в ЦК вызывают. Ну я им там одну историю интересную рассказал и тем самым вопрос урегулировал.

- Может, и нам расскажете...

- Акпаев этот как-то на тренировку ко мне заглянул: "Вот Шох у тебя в команде играет, скажи, он по национальности кто?" - "Немец", - говорю. "А Пехлеваниди?" - "Грек", - отвечаю. "Ага... А Салимов?" - "Салимов - татарин". - "Угу... А вот Масудов? Масудов, он кто?" - "Чеченец". - "А Бердыев?" - "Туркмен". - "Что за черт? А казахи где? Есть казахи вообще?" - "Нету, - говорю, - не воспитали. А ставить какого-нибудь чабана в состав только потому, что он казах, я не буду". Ну, тут началось. "Ты по чьей земле ходишь?" - он меня спрашивает. "По советской земле хожу", - говорю. "А чей хлеб кушаешь?" - не унимается никак. "Честно заработанный", - отвечаю. И тут финальный аккорд: "Проваливай, - кричит, - на свою Украину. Чтоб духу твоего здесь не было". Эта история в итоге дошла до первого секретаря ЦК Казахстана (русского, кстати, по национальности) и Назарбаева, который в ту пору был председателем Совета Министров. В общем, пообещали они мне полную поддержку. И я согласился. Вернулся и работал, как условились, до 1989 года. А потом уехал в Алжир.

- Приходилось слышать, что футболисты вас... как бы это помягче сказать... ну не шибко любили, что ли... Жесткий вы очень тренер, говорят, были.

- Это правда. Как меня только не называли. Цербером. Диктатором... Масудов в одном из интервью назвал деспотом. Пехлеваниди - тираном. Но при этом отметил, что тренера, который бы умел лучше готовить футболистов функционально, он на своем веку не встречал. Это Пехлеваниди сказал! Футболист, которого я гонял на тренировках, как собаку. Он меня просто ненавидел. А "Кайрат" между тем дома не проигрывал почти три года. Киевские динамовцы не выдерживали нашего темпа и во втором тайме просто умирали.

Питон и курица

- О том, что вы классный специалист по функциональной подготовке, говорит и сегодняшнее состояние минского "Динамо". В последних матчах вы не оставляете от соперников камня на камне. Да и вообще: с приходом дуэта наставников Шуканов - Остроушко команда заиграла в футбол, на который приятно смотреть...

- Все равно пока действуем не так, как хотелось бы. Я как-то в Африке зашел в маленький зоопарк при гостинице. Там жил огромный питон. И вечером, значит, к нему запускают курицу. На ужин. Он пасть свою разевает и взглядом курицу эту гипнотизирует. Она орет, что дурная, от страха аж заходится, а все равно к неминуемой смерти своей идет, ничего с собой поделать не может. Пасть у питона все шире, крик несчастной птицы все громче... И прямо с перьями, с потрохами он ее заглатывает. Будто и не было курицы вовсе. Вот точно так же мы недавно слопали "Белшину" - 5:0. Когда на месте бобруйчан будет команда хотя бы среднего европейского уровня, тогда можно будет о чем-то говорить.

Учитель и ученик

- А что вас так в Юрии Шуканове привлекло?

- Для меня основной критерий - это знания. Я уверен, что за Юрой очень большое будущее. Думаю, Юрий Александрович Чиж тоже это прекрасно понимает и не жалеет о своем решении сделать ставку на Шуканова. Юрий Александрович - человек одержимый футболом, он уделяет команде очень много внимания. И это не дежурные слова. Чиж в некотором роде образчик руководителя команды. В моем понимании.

- А вы долго думали, когда вам позвонил Шуканов и предложил переехать в Минск?

- Нет. Для меня сейчас главная цель - помочь Юре крепко стать на ноги. Все те знания и опыт, что я накопил за 35 лет работы, а их, поверьте, немало, я бы хотел кому-то передать. Не в могилу же мне все это забирать в самом деле! Кроме всевозможных вырезок и методических пособий, у меня пять толстенных альбомов конспектов занятий. Подборка за последние 20 лет работы! По технике, тактике, теории, физподготовке и прочему. Я думаю, что у Романцева, например, или у Семина подобных конспектов нет. Они по-своему уникальны. Причем у меня собраны самые разнообразные методики самых известных специалистов. А в Шуканове я вижу очень серьезного парня. Юра ведь еще плюс ко всему и человек очень порядочный, вот в чем дело...

"Да, с наставниками Юрий Чиж на сей раз, кажется, явно угадал", - рассуждаю я про себя, когда петляю среди сосен по стайковским тропкам, возвращаясь в город. Вечереет. С Леонидом Остроушко мы разговаривали около двух часов, и в этом интервью лишь маленькая толика того, о чем рассказал этот умудренный опытом и знаниями человек. "Это же просто клад, а не тренер", - успеваю поймать себя на мысли и вспоминаю наш финальный диалог и его крепкое рукопожатие, когда прощались.

- А что, Леонид Константинович, позволите себе расслабиться в день рождения? Чисто символически...

- Ни в коем случае! Я вообще к спиртному всегда был равнодушен. Как и к сигаретам. А повод поднять бокал с шампанским, думаю, нам еще представится. Вот хотя бы в конце сезона...

Намек понятен. Дай Бог, дай Бог... Во всяком случае, если судить по той игре, которую "Динамо" демонстрирует сегодня, чемпионства минчане достойны больше, чем кто-либо другой.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter