Неудержимый Михаил Высоцкий

Думал, как назвать этот очерк, и пришел к выводу: характер нашего героя очень полно раскрывает понятие «неудержимый». Еще и потому, что оно созвучно со словом «одержимый». Именно такое свойство души определяет всю многоплановую, исключительно плодотворную его деятельность

Штрихи  к  портрету  Героя  Беларуси

Дерзать – этой ценой дается прогресс.

Виктор Гюго

Думал, как назвать этот очерк, и пришел к выводу: характер нашего героя очень полно раскрывает понятие «неудержимый». Еще и потому, что оно созвучно со словом «одержимый». Именно такое свойство души определяет всю многоплановую, исключительно плодотворную деятельность Михаила Степановича Высоцкого (на снимке), которому завтра исполняется 80 лет. 

Оговорюсь сразу: рассказывать о Высоцком непросто. Незаурядная личность. Общепризнанный патриарх белорусского автомобилестроения, выдающийся конструктор. Доктор технических наук, профессор, лауреат госпремий СССР и БССР, академик. Ныне возглавляет Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси. 

Конструктор    прежде  всего 

Но есть у него главное дело, избранное однажды и навсегда, которому никогда не изменял, предан безоговорочно. Это создание машин. Рассказывает: 

— Когда думаю о своей жизни, то убеждаюсь: в самые сложные моменты случались встречи, которые определили мою дальнейшую судьбу. В 1995 году Академию наук республики посетил Президент А.Г. Лукашенко. А я уже три года здесь работал вице-президентом, являясь одновременно и главным конструктором «БелавтоМАЗа». Как и во всей нашей промышленности, дела были неважные, надо было что-то срочно предпринимать, ставить отрасль на ноги. Естественно, у Президента возник закономерный вопрос: а что же наука делает для производства? Мы показали ему выставку, на которой демонстрировались конкретные научные разработки. Президент спрашивает меня, как быстрее внедрить их в производство. Отвечаю, что нужны деньги, в том числе и для реализации новых идей. «Помогу», — ответил Президент. 

В результате при поддержке Президента в 1995 году разработана Государственная научно-техническая программа «Белавтотракторостроение» на 1996—1998-й, а затем на 1999—2000-й и 2001—2005 годы. Потом пошли другие целевые программы. Они в прямом смысле спасли наше машиностроение. В январе 2001 года Президент снова детально знакомился с научными исследованиями академии. Тогда он и сказал, что Высоцкий — конструктор прежде всего, а потом академик и прочие титулы. Да, отнимите у меня конструктора — и нет Высоцкого. Ибо автомобили — вся моя жизнь… 

И  это  все  о  нем 

«В нашем деле нужны неравнодушные, творческие люди, которым чужда самоуспокоенность. Лично я приветствую конструкторов одержимых, даже дерзких, в лучшем смысле этого слова, не боящихся риска». 

Такую запись нахожу в своем журналистском блокноте после нашей очередной встречи с Михаилом Высоцким, с которым дружен вот уже 40 лет. Это не для красного словца, это его жизненное кредо как конструктора и ученого. 

Верно сказал классик: «Каждый великий успех имеет своим истоком великую дерзость воображения». Высоцкий очень жаден, неудержим в поиске, он не может остановиться в пути. Человеческие качества Михаила Степановича находятся в непрерывном органическом взаимодействии, весьма удачно дополняют друг друга. Они получили свое концентрированное подтверждение в Указе Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко от 1 марта 2006 года о присвоении академику М.С. Высоцкому звания «Герой Беларуси» с вручением Золотой Звезды за исключительный вклад в социально-экономическое развитие нашей республики. 

«Ваша творческая энергия, целеустремленность и талант организатора вызывают искреннее восхищение и глубокое уважение белорусских ученых», — так отзывается о М. Высоцком председатель президиума НАН Беларуси Михаил Мясникович. А вот слова лауреата Нобелевской премии Жореса Алферова: «Горжусь тем, что моя родная белорусская земля рождает такие крупные таланты, как Вы. Горд я и тем, что Вы шагнули к высотам национальной и мировой науки…» 

В  Минск  на  крыше  вагона 

Откуда это все у простого белорусского  паренька родом из деревни Семежево, что в Копыльском районе? В шестилетнем возрасте он, два старших брата остались одни: мать умерла, отец по нелепой случайности получил срок и работал на строительстве канала Москва—Волга. Но что любопытно: Миша Высоцкий  в детстве сначала увидел автомобили, которые часто проезжали по тракту, а уж потом велосипед. 

В 1944 году по комсомольской путевке прибыл на Минский автозавод. Из Слуцка в столицу добирался на крыше вагона. А дальше? 

— Поступил в автомеханический техникум, — рассказывает он. — Иногда у нас вел занятия тогдашний главный конструктор автозавода Кокин. Я был невыносимо любознательным, задавал ему такие вопросы, что тот смотрел на меня с удивлением: откуда такой взялся? После техникума меня оставили на автозаводе. Опять Кокин: его очень заинтересовала моя дипломная работа по созданию первого конвейера для сборки МАЗа. До этого первые автомобили собирали на примитивных козлах… 

Почему  Генри  Форд  повторил  парад 

…Сидим вместе с Михаилом Степановичем в уютном кабинете, стены которого увешаны многочисленными фотографиями одной и той же тематики — автомобильной. Вновь и вновь удивляюсь его непроходящей преданности любимому делу, молодому азарту, обилию идей и замыслов. Есть люди, чья жизненная позиция, характеры, успехи стали замечательным свойством национального духа и величия белорусской нации. Михаил Высоцкий — среди них. 

— До сих пор помню свою встречу с С.П. Королевым, — рассказывает он. — Сентябрь далекого 1957 года, наш автозавод задействован в поистине историческом событии: выпустили новые прицепы, в которых были установлены системы для запуска первого искусственного спутника Земли. Грузили их на платформы в пригороде Москвы. С одним прицепом неувязка, никак не поставим на место. Я совсем еще молодой конструктор, отвечаю за эту работу, чем очень горжусь, и вдруг такая незадача. Подходит ко мне коренастый мужчина в телогрейке, строго спрашивает: «Что случилось, почему задержка?» У меня же, моих ребят нервы на пределе. Я ответил ему: «Не мешай работать, сами разберемся». Мужчина посмотрел на меня удивленно, ничего не сказал и ушел. Тут подлетает мастер и тихо говорит: «Молодой человек, ты знаешь, что наделал? Как ты посмел послать подальше генерального конструктора всей ракетной системы Сергеева (так тогда звали Королева)? Жалко тебя, но готовься к самому худшему». Худшего не было, гениальный Королев был выше мелких инцидентов, тем более сам часто оказывался в такой ситуации. 

А вот еще весьма забавный эпизод. В 1972 году в Вашингтоне проходила международная транспортная выставка. Советскую делегацию, в составе которой был и я, принял Генри Форд-второй. Спрашивает, дескать, как нам понравился парад техники, организованный на выставке. Что ответить, если наша делегация не успела к этому интересному мероприятию. Все молчат, я же деликатно говорю, что мы по уважительной причине опоздали. Форд тут же распорядился повторить парад в честь нашей делегации. Наш руководитель здорово отчитал меня за такую несдержанность, но все остались довольны: посмотрели великолепное зрелище. 

Были и неприятности, собственно, в исследовательском деле без них невозможно. Тем более если учесть, что я люблю рисковать. Так случилось в 60-е годы, когда я настоял ставить на новые МАЗы впервые в СССР кабину над двигателем. Эта смелая идея полного перехода на выпуск таких автомобилей реализовалась впервые в мировом автомобилестроении. Ого, как все всполошились! Готовится бюро ЦК КПБ, заранее предрешено: главного конструктора автозавода снять с работы, директору И. Демину объявить выговор. Дескать, что это за директор, который ходит по заводу в валенках и позволяет Высоцкому делать все, что ему вздумается. Спасибо секретарю ЦК Филимонову, который перед бюро приехал на завод, я ему все наглядно показал, на что он ответил: «Очень рискованно, но оригинально: отличается от старой конструкции, как день и ночь». Так Филимонов отвел беду и от Демина, и от меня. И свой замысел я реализовал. 

«Перегнать,  не  догоняя» 

Полвека верности родному автомобильному объединению. Более 350 созданных и внедренных моделей самых разных автомобилей. Свыше 450 опубликованных научных трудов. 145 полученных авторских свидетельств и патентов, большинство из которых послужили основой для повышения конкурентоспособности и создания новых видов автотракторной техники. 6 докторов и 18 кандидатов наук, подготовленных М.Высоцким. Есть у него еще одна важная должность, общественная. Он заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации. Такой далеко не полный творческий перечень достижений конструктора и ученого, достойного представителя элиты белоруcской нации. 

«Перегнать, не догоняя», — несколько раз повторил в нашей беседе Михаил Степанович. Это значит ни минуты покоя. Максимальная мобилизация своих творческих сил и возможностей. Впрочем, не только собственных. Его супруга Валентина Николаевна очень верно отметила в нашей беседе следующее: «Высоцкий умеет разбудить, поверить в свой талант многих, кто работает с ним и кто зачастую даже не представляет, что он может. Потому самое ценное качество характера этого человека — уметь поднять, даже вдохновить свой коллектив на важные дела». 

Сейчас Михаил Степанович озабочен тем, как с учетом новых реалий и требований на мировом автомобильном рынке совершенствовать государственную научно-техническую программу «Машиностроение». Свою принципиальную позицию по данной проблеме он четко и смело в присущем ему духе изложил в статье «Без права на риск?» («Р», 1.02.2008 г.). 

На  берегу  Морочи 

— В родном Семежеве бываете часто? — спрашиваю у Михаила Степановича. 

— Не очень, — вздыхает. — Там уже никого из родных не осталось. Стараюсь съездить туда на Пасху и, конечно же, первым делом иду на святое место, где похоронены мои родители… Нынче Семежево очень красивое, уютное, это современный агрогородок. 

— А речка вашего детства Морочь? 

— Ну, без встречи с ней не обходится ни одна поездка в родную деревню. Приду на берег, постою, посижу, причем люблю один. Вспомню, как в детстве здесь купались. Как, оставшись без родителей, брались за любую работу, лишь бы выжить. Воспоминания и тяжелые, и приятные, ведь это детство, как и у каждого деревенского паренька… 

Я также несколько раз был в Семежеве. И, как и мой герой, стоял на берегу Морочи. И самые волнующие, трепетные чувства наполняли в такие минуты мое сердце. Ведь и я родом из деревни, и мне очень близки и понятны ваши переживания, Михаил Степанович. Поэтому позволю свой рассказ о вас завершить собственными стихотворными строками: 

Ах, рачулка святая Морач, 

Ты ў дзяцiнстве маiм уцеха... 

Не хачу ўспамiнаць пра горыч — 

Хай дабро адгукнецца рэхам. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter