В чем самая большая проблема школы?

Неуд по дисциплине

"Главная проблема общеобразовательной школы — дети не хотят учиться"
Чтобы увидеть решение проблемы, иногда нужно посмотреть на нее со стороны. Ведь тот, кто погружен в свою сферу деятельности, часто воспринимает «острые углы» как данность. С другой стороны, и сторонний наблюдатель, раздающий предложения, должен все же быть «в теме». Поэтому концепция совершенствования содержания среднего образования, разработанная доктором философских наук Валерием Старжинским (на снимке), была воспринята специалистами с интересом. Профессор кафедры философии Белорусского национального технического университета, автор более 230 научных трудов и изобретений хотя работал в школе недолго, цену учительского хлеба знает, так как сам из семьи педагогов, а среднее образование — его «проектирование», гуманизация и технологизация — с давних пор было в области его интересов.


Коллаж Николая ГИРГЕЛЯ

— Философ — «исследователь природы вещей», по Гераклиту, обязан критически оценивать все сущее. Что вам в нынешней системе среднего образования не нравится? — спрашиваю у профессора.

— Главная проблема общеобразовательной школы — дети не хотят учиться. И об этом красноречиво говорят результаты централизованного тестирования. Вузовские преподаватели констатируют: студенты ныне с трудом осваивают те учебные программы, которые легко постигали их родители. Они зачастую не в состоянии решать элементарные задачи, связанные с базовыми логическими навыками, и не владеют тем, чему должна была научить школа. Школа в ее классическом понимании давно дает сбои — не выполняет свои основные функции: дать базовые навыки мышления, сформировать основы научной картины мира и одновременно добросовестное отношение к труду. Замечено, что современные дети рождаются с более высоким уровнем интеллекта. Однако почему изначально более интеллектуальные дети превращаются в гораздо менее интеллектуальных выпускников?

Знаете, возможно, я ретроград, но считаю, что доброе имя школе вернется только в том случае, если удастся возродить дисциплину и прилежание. В предложениях, которые мы с коллегой Николаем Скляром направили в Постоянную комиссию Совета Республики по образованию, науке, культуре и социальному развитию, это было отмечено первым пунктом. Считаем, что при приеме ребенка в школу с родителями следует заключать договор, в котором оговаривались бы права и обязанности сторон. Там надо прописать ответственность сторон и меры воздействия с санкциями за грубые нарушения школьной дисциплины, вплоть до исключения и направления в спецшколу закрытого типа. Необходимо наделить учебное заведение правом наложения денежного штрафа на родителей за правонарушения их ребенка, неудовлетворительные дисциплину и отношение к учебе. 

— А не скажут, что профессор нашел новый источник поступления денег в бюджет?

— Не скажут. Потому что эти средства должны оставаться в школе и использоваться для обеспечения учебного процесса. Но это не все. Следует ввести уроки дисциплины, на которых дети будут анализировать, оценивать деятельность и поведение каждого ученика. На этих уроках следует формировать ответственность школьников за свои поступки, изучать «устройство» общества, давать понятия о субординации, соотношении свободы и ответственности, формировать понимание трудовой, производственной, воинской и государственной дисциплины. Кроме того, надлежит вернуть в школьный дневник и аттестат графу «Дисциплинированность и прилежание», а также процедуру оценки этих качеств. Учитывать эту оценку при поступлении в вуз. Следует разработать систему школ для педагогически запущенных детей, со специальной программой и режимом работы.

— Вам могут и возразить, напомнить, что в недобрые времена нашей истории многое строилось на палочной дисциплине, и ничем хорошим это не закончилось.

— Сравнивать «железную дисциплину», которой наш народ хлебнул через край, и дисциплину в школе — это подменять понятия. Замечу, что лучшее образование дают закрытые частные школы Англии, где царят жесткий порядок и дисциплина и где все направлено на получение достойного образования. Как правило, выпускники этих школ становятся менеджерами самого высокого уровня и всегда с теплотой вспоминают годы обучения в таких школах.

Порядок и дисциплинированность — необходимое условие успешного развития любого общества. В качестве примера возьмем США, где пропагандируются свобода и личный успех как высшая ценность. Все, кто там бывал, отмечают весьма высокую законопослушность граждан. 

— С дисциплиной разобрались. А школьная программа вопросов не вызывает?

— Считаю, что содержание школьных программ следует пересмотреть. Чтобы снизить уровень абстрактности и оторванности от реальных проблем человека. Да, школа должна поспевать за научно-техническим прогрессом, но зачем давать излишне сложные вещи, например, из области физики, математики, которые подавляющему большинству в жизни не пригодятся никогда? Эти часы с большей пользой можно потратить на то, чтобы дать школьникам широкую познавательную информацию об окружающем их предметном мире, достижениях ученых. В конце концов, приоритет образования — не знания сами по себе, а умения и навыки в решении возникающих проблем, отношение ребенка к своему труду и другим людям, то есть система ценностей. 

А что касается точных наук, то более глубоко их следует преподавать лишь тем, кто намерен получать университетское образование. То есть образование должно быть ступенчатым. Для поступления в 10-й класс следует ввести обязательный проходной балл не ниже 7 по результатам сдачи экзаменов за 9 классов и по годовым оценкам. В 10 — 11-х классах должны учиться те, кто мотивирован на учебную деятельность.

— Безусловно, ваши идеи стоят, как минимум, того, чтобы проверить их на практике. Какие-либо попытки для этого предпринимались?

— Учителя, с которыми приходилось общаться, в том числе и мой школьный учитель Леонид Леонтьевич Сучок, перед педагогическим талантом которого я преклоняюсь, мои взгляды на образование разделяют. Но добиться апробации нового подхода — дело непростое. Тем не менее частично это удалось. Правда, не в школе, а в Образовательном центре Парка высоких технологий, на что не потребовалось брать специальное разрешение у высоких инстанций. Надеюсь, что дождусь того часа, когда мои идеи примет и общеобразовательная школа.

pat_50@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter