Неубиваемый питерский «К-700»

Почему руководитель заводской бригады разбил первый опытный образец и за что не любили агрономы «Кировец»
«ТРАКТОР, хлопцы, — это танк!» — говорил герой знаменитого фильма «Трактористы». Именно такое сравнение подходит ленинградскому «К-700». Дилетанты путают его с харьковским «ХТЗ». Но не те, кто хоть раз управлял этим богатырем. Для нынешних фермеров «Кировец», в отличие от других, более миниатюрных моделей, Т-25 например, слишком дорог. А для сельхозпредприятий нерентабелен. Только одной солярки на пахоте расходует около 22 литров на гектар. Неудивительно, что даже объявлений о продаже бэушных моделей почти нет. Выпускать его перестали 13 лет назад. Пройдет еще с десяток лет, и в Беларуси этой легендарной машины нельзя будет и днем с огнем сыскать — уйдет в историю, где займет свое почетное место.


СЕРЕДИНА и конец 50-х годов прошлого века в СССР ознаменовались хрущевской оттепелью. В стране началось освоение целинных земель. Поля бороздили гусеничные тракторы или их «собратья» на железных колесах. На небольших угодьях они работали хорошо, но для целины в 20—30 тысяч гектаров эти машины были слабоваты. Советскому сельскому хозяйству не хватало мощной сельхозтехники.

В 1969 году генсек Никита Хрущев отправился с визитом в США. Среди прочих чудес американской техники там ему показали «Джон Дир». Трактор не на шутку впечатлил генсека размерами, скоростями и легкостью, с которой он тащил плуг.

На память о том визите Хрущеву вручили фотографию «Джон Дира». Этот снимок он показал председателю Комитета оборонной промышленности Константину Рудневу. И строго сказал: «Нам надо иметь такой же!»

Поручение пришлось исполнять. Константин Руднев собрал компоновочный отдел. Специалисты подняли архивы, просмотрели старые учебники по танкам и автомобилям и выяснили: в американском тракторе направление движения изменялось за счет «излома» двух шарнирно-сочлененных полурам, на которых крепятся все узлы машины.

Расчеты показали, что такая схема увеличивала тяговое усилие. Одновременно повышалась управляемость и проходимость. Разработанные на заводе схемы нового трактора и расчеты отправили в Москву. Столица одобрила проект.

Для производства Совмин СССР выбрал ленинградский Кировский завод. Почему именно его? Здесь работали настоящие профессионалы, династии слесарей. В СССР только ленинградцы имели большой опыт выпуска тяжелой техники. Сначала они первые в Советском Союзе начали делать трактор. Назывался он «Фордзон-Путиловец», увидел свет в 1924 году. А в годы Великой Отечественной войны специалисты завода практически на линии фронта собирали и ремонтировали бронетехнику.

В конце 50-х— начале 60-х годов конструкторское бюро работало в засекреченном режиме. Им руководил Жозеф Котин. Один из создателей знаменитых танков КВ (Клим Ворошилов) и ИС (Иосиф Сталин). Для трактора нового поколения он расширил бюро — создал отдельное конструкторское подразделение. Его возглавил Виталий Поляченко.

Работа шла в три смены. Директор Иван Исаев, главный инженер Алексей Захарьин дневали и ночевали в цехах и лабораториях…

45 заводов, многие научно-исследовательские институты, проектные и конструкторские организации в Ленинграде и других городах помогали в создании трактора. Они соединили 7405 деталей в одну машину.

В итоге получился невиданный доселе богатырь — «К-700». Длина — семь метров, высота — более трех метров, вес — 11 тонн.

Удивляли и технические характеристики. Для сравнения: лошадь в плуге двигалась со скоростью 3 километра в час. Гусеничный предшественник «Кировца» разгонялся до 6 и обрабатывал полосу шириной не больше трех метров. К-700 развивал скорость до 10 километров и обрабатывал полосу шириной до шести метров.

ЗАВОДЧАНЕ готовились выпустить сразу 12 опытных образцов. Над каждым работала отдельная бригада. Между ними объявили соревнование — кто быстрее соберет. Победителю давали право проехать на тракторе по проспекту Стачек.

13 июля 1962 года в 5.30 родился богатырь «К-700». Первым водителем стал слесарь Сергей Катыкин. Хотя произошло это случайно.

Далеко вперед тогда вырвалась бригада Пилатова. У него уже был готов «Кировец», и он хотел выехать за пределы цеха. Завелся, резко стартанул и… едва не снес застекленную будку, где сидела старший мастер. К счастью обошлось без жертв. Только трактор рабочие подремонтировали. Пилатов оправился и снова попытался испытать судьбу. Но и вторая попытка не увенчалась успехом. Трактор врезался в металлический забор у тротуара. На третий раз руководителя бригады в кабину не пустили.

Первый «К-700» отправили на поля для обкатки. Испытания доказали: «Кировцу» под силу самая тяжелая работа. В следующем, 1963 году обкатку прошли еще семь машин — в Ростовской области, Казахстане, Азербайджане. Тогда же началось конвейерное производство богатыря.

Авторитетные эксперты полагали, что «К-700» на 25—30 лет опередил своих конкурентов и превзошел иностранные аналоги. На Западе с этим не спорили.

В 1968 году «Кировец» получил золотую медаль на выставке сельскохозяйственной техники в Западной Германии. Через год на выставке тракторов и сельхозмашин в Париже признан самым мощным колесным трактором в мире!

Многие западные аграрии начали его покупать. Экспортировали в 20 стран. Больше всего — в Венгрию и ГДР.

В 1975-м с конвейера сошел 100-тысячный трактор «К-700». В 1985-м — 300-тысячный. По 20—30 лет «Кировцы» трудились в зерновых районах РСФСР, Украины, Казахстана. Аграрии на них пахали, сеяли, собирали урожай, ездили по полям, лесам и дорогам круглый год. К 1990 году ленинградские богатыри выполняли до 40 (!) процентов сельхозработ СССР.

Выпуск безотказных «К-700» и «701» продолжился в постсоветское время. Только в феврале 2002 года они были сняты с производства, некоторые еще продолжают трудиться в сельхозпредприятиях.

В Украине старые «Кировцы» не стали списывать поголовно. На окраине Чернигова около семи лет назад на одной из фирм на раму «К-701» начали ставить импортный двигатель «Рено». Идея стара как мир. Но мало кому удавалось ее воплотить в жизнь, а тем более запустить в серию.

Моторы Renault TI мощностью 420 лошадиных сил покупали в состоянии полуресурсного пробега. Затем тщательно перебирали и ремонтировали — меняли гильзо-поршневую группу, прокладки, чистили и получали вполне рабочий агрегат.

В итоге новый трактор стал расходовать на 35 процентов меньше топлива — 14 вместо 22 литров с гектара. Суточная продуктивность вспашки увеличилась с 20 гектаров до 40.

Из-за системы охлаждения антифриз двигатель не перегревался и четко работал при +40 °С. Не возникало простоев. Производительность повышалась на 80 процентов.

А вот белорусские аграрии обратили один из недостатков «Кировца» в достоинство. «Злые» агрономы очень не любили этот трактор за высокое удельное давление на грунт. Тяжелая машина так мощно прессовала пашню, что там уже практически ничего не росло.

Тогда «К-701» перебросили на заготовку кормов. За счет своей массы и габаритов трактор хорошо трамбует силосные ямы. Здесь ему практически нет равных. Только самих тракторов осталось мало — 2—3 на один район. На смену им пришли энергонасыщенные тракторы.

Мировой рекорд

В 1987 году с заводского конвейера сошло более 23 тысяч тракторов разных модификаций. Этот мировой рекорд не превзойден до сих пор. Всего же за полвека на Кировском заводе выпустили порядка 500 тысяч тракторов «Кировец».

В БОБРУЙСКОМ районе «К-701» сохранился в филиале «Пищевик-агро» ОАО «Красный пищевик». Ленинградскому богатырю 26 лет. Но возраст не помеха. Железный конь прошел техосмотр — неисправностей в нем нет.

— С этим трактором всегда мало возни, — делится главный инженер хозяйства Николай Ткачев. — За все время поменяли двигатель, коробку передач.

Еще одна доработка — по периметру кабины установили рамы. Они предохраняют механизатора от травм. В других хозяйствах были случаи, когда трактор переворачивался, а человек в нем погибал.

Четыре года «Кировцем» управляет тракторист-машинист Олег Акушевич:

— Трактор, как сейчас модно говорить, неубиваемый. Но управлять им — нужны крепкие нервы и привычка. Кабина шумная, нет кондиционера, одна механика. А в современных тракторах сплошь и рядом электроника, только кнопки нажимай. Он один на пахоте сделает больше, чем три старых.

МОДИФИКАЦИИ

«К-700» — базовая модель.

«К-700А» — изменен внешний вид.

«К-701» — применение комплектующих известных производителей, техническое оснащение и глубокая модернизация.

«К-701М» — мощность двигателя увеличена до 300 л.с.

«К-702» — промышленная модификация для использования в качестве базовой машины для погрузчиков, бульдозеров, катков, скреперов: изменена система навесок, используется только гидромеханическая трансмиссия, подвеска жесткая.
В тему

Завод в Петербурге продолжает выпуск тракторов. Предприятие теперь называется ЗАО «Петербургский тракторный завод» ОАО «Кировский завод». Здесь провели техническое перевооружение. Теперь «Кировцы» нового поколения — это мощные «К-744Р» и «К-9000».

kovalev@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter