На Первой мировой не до смеха было даже будущему сатирику Михаилу Зощенко

Неубиваемая газокосилка

120 лет назад по инициативе российского императора Николая II на Гаагской мирной конференции была принята декларация, запрещающая применять снаряды с удушающими или вредоносными газами. Спустя 17 лет под Сморгонью немецкая газовая атака погубила немало русских солдат, пострадал и Михаил Зощенко. К сожалению, и в XXI веке смертоносные газы окончательно не улетучились из военного арсенала человечества.

От такого ядовитого облака трудно уберечься. (Фото сделано с аэроплана.)

Двуличие «химиков»

«Я стою в окопах и с любопытством посматриваю на развалины местечка. Это — Сморгонь. Знаменитое местечко, откуда бежал Наполеон, передав командование Мюрату. Темнеет, я возвращаюсь в свою землянку… Уже около часа ночи. Я слышу топот ног и звяканье котелков…

Я выбегаю из землянки. И вдруг сладкая удушливая волна охватывает меня. Я кричу: «Газы! Маски!» И бросаюсь в землянку. Рукой я нащупал противогаз и стал надевать его. Вокруг меня бегают солдаты, заматывая свои лица марлевыми масками… Нашарив в кармане спички, я зажигаю хворост, лежащий перед окопами. Этот хворост приготовлен заранее. На случай газовой атаки. У костра становится легче… Огонь поднимает газы, и они проходят, не задевая нас. Я снимаю маску…
Будущий писатель поручик Михаил Зощенко.

В бинокль я гляжу в сторону немцев. Теперь я вижу, как они из баллонов выпускают газ. Это зрелище отвратительно. Бешенство охватывает меня, когда я вижу, как методично и хладнокровно они это делают. Я приказываю открыть огонь по этим мерзавцам. Я приказываю стрелять из всех пулеметов и ружей… Я вдруг вижу, что многие солдаты лежат мертвыми. Их — большинство. Я слышу звуки рожка в немецких окопах. Это отравители играют отбой. Газовая атака окончена.

Опираясь на палку, я бреду в лазарет. На моем платке кровь от ужасной рвоты. Я вижу пожелтевшую траву и сотню дохлых воробьев, упавших на дорогу…»

Так описывает в рассказе «Двадцатое июля» события лета 1916 года командир роты 16-го гренадерского Мингрельского полка поручик Михаил Зощенко. Отравления получили тысячи солдат, офицеров. 

А как же решение Гаагской конференции о запрете отравляющих веществ, которое среди почти трех десятков ведущих стран подписала и Германия? На критику немцы отвечали просто: запрещается применять снаряды с удушающими и вредоносными газами, а мы используем баллоны…

Смертельные облака

Немцы не были пионерами в использовании страшного оружия. И тысячелетия назад кое-кто старался отравить или «выкурить» противника из укрепления. Британский археолог Саймон Джеймс, изучив останки двух десятков римских воинов, найденных у основания стены города Дура на востоке Сирии, пришел к выводу, что все они умерли от ядовитых газов. Тогда, в III веке до нашей эры, город осаждали персы. Согласно теории археолога, для неожиданного нападения на осаждавших римляне делали под стенами подкопы. И в момент, когда солдаты заходили в тоннель, персы поджигали битум и кристаллы серы. От густого ядовитого дыма римляне теряли сознание, а через несколько минут умирали.

Но настоящим полигоном для испытания и использования химического оружия стала Первая мировая война. Русские солдаты первое химическое «крещение» получили весной 1915 года возле Варшавы, где враг несколько месяцев не мог прорвать оборону. К химической атаке немцы готовились две недели. На 12-километровом участке они установили 12 тысяч баллонов, наполненных сжиженным хлором. Еще десять дней ждали, когда ветер стабильно подует в сторону оборонительных укреплений 14-й Сибирской стрелковой дивизии. И 31 мая в 3 часа 20 минут после небольшой артиллерийской подготовки открыли вентили баллонов… Для русских солдат это было полной неожиданностью.
22 апреля 1915 года войска кайзера в районе бельгийского города Ипр всего за 8 минут выпустили на англо-французские войска из 5730 баллонов 180 тонн хлора. На месте погибло около 5 тысяч человек, еще 10 тысяч получили серьезные повреждения глаз, легких и других органов. Эта химическая атака навсегда вошла в историю как начало применения химического оружия.

Запрещали газ. И не раз

Человечество не единожды пыталось избавиться от боевых отравляющих веществ. Требования Гаагской конвенции 1899 года, к сожалению, ощутимых результатов не принесли. Второй раз химическое оружие было запрещено Женевским протоколом 1925 года. И опять без должного эффекта. К примеру, в 1938 году Япония использовала иприт и другие отравляющие вещества против китайцев. Позже химическое оружие неоднократно использовалось в 1980-е годы во время ирано-иракской войны, причем обеими сторонами конфликта.

Третьим документом, призванным положить конец варварскому оружию, стала Конвенция от 1993 года о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении. Она вступила в силу 29 апреля 1997 года. И именно эта конвенция стала первой по-настоящему успешной. Уже к июлю 2010 года на планете было уничтожено 60 процентов всех запасов химического оружия. 
Даже боевой конь имел свой противогаз.


Впрочем, и наличие такой конвенции не положило конец использованию химического оружия. В 2013 году во время гражданской войны в Сирии было зафиксировано несколько случаев применения отравляющих веществ.

Не обошли стороной химическое оружие и террористы. Самым известным терактом с его применением стала газовая атака в токийском метро в 1995 году. Ее организатором выступила японская секта «Аум Синрикё», которая использовала зарин. В результате погибли 12 и пострадали более 5 тысяч человек.

Увы, и сегодня нет гарантии, что в какой-то тайной лаборатории не разрабатывается новейшее, еще более страшное «бескровное» оружие. К сожалению, в мире немало человеконенавистников, готовых обречь на мучительную смерть сотни и даже тысячи ни в чем не повинных людей.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

В Первую мировую войну немецкие войска полсотни раз использовали отравляющие газы, французы — два десятка, англичане — 150 раз. За 4 года конфликта химическое оружие успело существенно усовершенствоваться. Стали использоваться смеси хлора с хлорпикрином или с фосгеном. В дальнейшем в ход пустили синильную кислоту, дифенилхлорарсин, треххлористый мышьяк. Британцы изобретали газометы, которые стреляли минами с ядовитой «начинкой». До конца войны было выпущено около 180 тысяч тонн разнообразных отравляющих веществ. В Российской империи постройка заводов, которые могли выпускать химическое оружие, началась только в августе 1915 года. И все же русские войска успели испытать его в действии: в июне 1916 года в ходе знаменитого Брусиловского прорыва артиллерийские батареи противника подавлялись снарядами, снаряженными фосгеном и хлорпикрином.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter