Почему прима Большого молчит целый день перед спектаклем, а оперу сравнивает с литературой

«Нет уж, выгоднее жителей агрогородка даставить в Большой»

Почему народная артистка Беларуси Анастасия  Москвина  молчит день перед спектаклем и какая для нее самая желанная партия


Фото  из архива Анастасии МОСКВИНОЙ

ЗНАКОВЫМ оказался уходящий в историю Год культуры для Анастасии Москвиной. Блистательной солистке Национального академического Большого театра оперы и балета присвоено звание народной артистки Беларуси. А ведь на заре своей карьеры дива, обладающая голосом редкой красоты и силы, оказывается, и вовсе не помышляла об опере.


Почему певица остается верна национальной сцене и какой пример подает молодежи? Об этом и не только прима Большого Анастасия МОСКВИНА — в эксклюзивной беседе с корреспондентом «СГ».

— Анастасия, поздравляем с присвоением звания народной артистки. К чему оно обязывает?

— Признаюсь, никогда не думала, что когда-нибудь стану народной. Считаю это большим подарком, удачей. Ведь у нас земля богата талантами, и многие из них достойны таких высоких наград. Попасть в число народных артистов — это событие для меня, моей семьи, нашего театра.

— Вы уже покорили многие сцены мира, где побывали на гастролях с нашим Большим — Испания, Бельгия, Германия, Венгрия, Нидерланды, Азербайджан. Пять сезонов в московском Большом театре. Какие престижные площадки впереди?

— Когда приезжаешь в другую страну, преисполняет чувство ответственности за тот театр, который
представляешь, за Беларусь. Я вижу, что отношение к отечественным музыкантам очень уважительное. Это говорит о нашем высоком исполнительском уровне. Подтверждение тому — приглашения на участие в проектах.

— Оперные певцы старой закалки вспоминали, что в советское время солисты Большого выезжали выступать даже в деревни. Если бы вам предложили такой эксперимент, вы бы спели в агрогородке?

— Артист — зависимая профессия, если сказано ехать, значит, это не обсуждается. Но поймите, выездное выступление завязано на организационных моментах. Для того чтобы вывезти спектакль, нужна площадка, соответствующая определенным параметрам. Ведь это все — костюмы, декорации... Если, скажем, и в агрогородке найдется сцена, на которой мы сможем достойно представить коллектив, конечно, поедем. Кстати, практикуем, к примеру, камерные концерты, где нужны лишь инструмент и солисты. Но в целом вывезти спектакль — это дорогое удовольствие для театра. Выгоднее доставить жителей агрогородка в областной или районный центр, где мы выступаем. Или вообще — им организоваться и приехать в Минск.

— Не секрет, бытует стереотип, что опера — искусство элитарное, не для всех. Человек, который с ним никогда не соприкасался, может побояться потратить свое время и деньги...

— Опера цепляет потрясающей музыкой, поэтому рекомендую всегда начинать с более понятного спектакля, лучше на русском языке. Допустим, «Иоланта» Чайковского — светлая сказка с хеппи-эндом. Прежде чем идти на постановку, послушайте в интернете несколько хитовых арий оперы, подготовьтесь, чтобы то, о чем будет идти речь на сцене, стало более понятным.

Мнение, что искусство оперы сложное, ошибочное. Оно элитарное, но не потому, что сложное, а из-за того, что этот жанр классической музыки заставляет человека немножко поработать над собой. Это так же, как, бывает, хочется почитать не просто детектив, а какую-то интеллектуальную литературу. Поэтому нужно напрячься, чтобы получить гораздо больше удовольствия, чем предполагаешь. А самое главное — насладиться уникальными голосами, живым звуком, мировыми шедеврами.

— Тем не менее решиться пойти на оперу, когда кругом одна попса, обывателю сложно. Что с этим поделать?

— Классика — как раз та музыка, которая лечит душу, которая заставляет тебя волноваться, сопереживать. И к сожалению, та же опера действительно не слишком раскручена. Меня часто приглашают в жюри разных творческих конкурсов, но там нет классической номинации. Либо эстрада, либо народное пение.

— А как же проект «Большая опера» на российском канале Культура?

— Прекрасный канал и конкурс, но аналогов нет на отечественном телевидении. У нас не снимают спектакли Большого. Если и крутят что-то подобное на ТВ, то это постановки 20-летней давности. Понятно, что телевизионщики не снимают то, что им невыгодно, но на классику все же нужно обращать внимание.

Однако надо отдать должное государству: оно поддерживает театр, и мы за это очень благодарны. В год у нас две оперные и две балетные премьеры. Продолжаются ставшие традиционными брендовые проекты: вечера в Несвижском замке, балетное лето в Большом, конкурс вокалистов и Рождественский оперный форум... А посмотрите, скольких государственных наград — орденов, медалей, премий — удостоены артисты нашего театра. Благодаря генеральному директору Владимиру Гридюшко у нас сейчас такое большое количество поощрений со стороны государства, какого долгие годы не было. Мы, творческие люди, чувствуем заботу, поэтому преданы своему делу, театру, искусству.

Скажу за себя: езжу по другим странам, но понимаю, что из Беларуси никогда не уеду. Только потому, что есть ощущение, что я нужна своей стране, что меня здесь ценят. 

— Кстати, Анастасия, впервые в своей жизни эту заботу вы ощутили еще в начале карьеры, став стипендиатом специального фонда Президента по поддержке талантливой молодежи…

— Безусловно, это был для меня огромный стимул. Когда я стала стипендиатом президентского фонда, все же, окрыленная, не могла и представить будущий успех. На моем примере можно выстроить линию «стипендиат — народный артист».  Конечно, кроме работоспособности, должен быть и талант. У человека может быть прекрасный аттестат, он хочет петь, а голоса с определенным набором качеств, дающихся природой, подходящих именно оперному пению, нет. А устройство на работу? Большой театр берет к себе самых лучших, и среди них идет отсев, не каждый выдерживает. 

Кстати, в театре есть стажерская группа, где занимаются старшекурсники академии музыки. Они приходят на кастинг, пробуют себя на сцене. У некоторых выпускников появляется возможность стать приглашенным солистом Большого театра Беларуси.

— Анастасия, преподавательская практика в академии музыки чем вас увлекает? На этой работе вы больше учите или учитесь чему-то сами?

— Не каждый артист может совмещать вокальную карьеру с преподаванием, потому что это занимает много времени и здоровья. Есть закон: в день спектакля я не преподаю, до него молчу целый день.

Меня пригласила в консерваторию мой педагог народная артистка Людмила Колос, посоветовала взять пару студентов и потихонечку их готовить, мол, все равно когда-нибудь сюда приду работать. Я не колебалась: за плечами был опыт преподавания в университете имени Максима Танка восемь лет. Мне это все в удовольствие.

— Признаюсь, удивил факт в вашей биографии: в оперу пришли, отучившись на режиссера. Почему сменили сферу?

— В музыке я с детства, окончила школу по классу скрипки, просто до определенного момента не видела себя в классике, но хотела заниматься постановкой голоса. Всегда шла рядом, но не могла решиться и попасть в нужное русло. Сейчас понимаю, что все не зря, я счастлива. Понимаю, что выбрала дело, которое мне приносит радость.

— А как же самая желанная партия, которую еще не спели? Она есть?

— Конечно! Огромное количество великолепной музыки еще мною не спето. В следующем сезоне будет новая постановка оперы «Богема» Джакомо Пуччини, в которой я надеюсь исполнить партию Мими. А вообще, люблю русские оперы и русские образы. Возможно, потому что язык мне родной и понятный — славянский.

К слову, не каждый человек может петь русскую оперу, а мой голос прекрасно ложится на русский репертуар. Мои любимые партии — Ярославна в «Князе Игоре», Лиза в «Пиковой даме», Татьяна в опере «Евгений Онегин»,  Иоланта в одноименной опере. В репертуаре театра есть прекрасная национальная опера Дмитрия Смольского «Седая легенда», где я исполняю партию Ирины.

uskova@sb.by


P.S. Прима Большого адресовала нашим читателям новогоднее поздравление:

— Желаю читателям «Сельской газеты» открыть для себя удивительный мир оперы и балета. В следующем году побывать на премьерах нашего театра, насладиться музыкой и прекрасными голосами артистов. С Новым годом и Рождеством! Здоровья, исполнения желаний, благополучия вашим семьям.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter