В Украине прошли демонстрации

Нет у эволюции начала, нет у эволюции конца

В Киеве на площади Независимости в понедельник снова было многолюдно — отмечали третью годовщину Майдана, который теперь официально называется революцией достоинства. В программе — традиционное вече, сжигание шин и, как же без них, небольшие столкновения с правоохранителями. В отличие от второго Майдана обошлось без жертв и даже задержаний.


Действительно, за что их задерживать — участники акции, приуроченной к годовщине Майдана, всего лишь разбили окна в здании на улице Большая Васильковская, 23б, где, по их словам, находится штаб–квартира Виктора Медведчука, кума Путина, да разгромили офис российского Сбербанка — выбиты окна и двери, раскурочен банкомат... Подобный вандализм в отношении банков с российским капиталом давно не новость. В некоторых даже окна фанерой заколачивают в день парадных гуляний полка добровольцев «Азов» по столичным улицам...

Периодические атаки на офисы явно прибавляют банкирам желания покинуть Украину. О таком варианте развития событий они заявляли давно и готовы его реализовать, если бы не одно «но»: продать бизнес по нормальной цене нереально. На местных игроков надежд нет — хроническое безденежье. Очереди из иностранных инвесторов, которые бы присматривались к этим активам, не наблюдается. И надеяться, что она вскоре появится, по понятным причинам не приходится. «Сумма инвестиций, которая была сделана, гораздо выше, чем то, за сколько можно осуществить выход с рынка», — пояснил один из банкиров.

О каких суммах идет речь? Вес российских банков значителен, их активы составляют 15% активов банковской системы Украины. По данным Государственной статистической службы Украины на конец 2015 года, более 80% российских инвестиций в Украине шли в финансовый сектор и составили почти четверть всех иностранных инвестиций в него.

На начало 2016 года четыре из 13 крупнейших банков Украины на 100% принадлежали российскому капиталу, занимали почти 2/5 банковского рынка. Прежде они работали в основном с российским капиталом и бизнесом в Украине. Это была их главная платформа, а теперь она сужается, и им не на что опереться. Но в то же время на вопрос о влиянии политического фактора эксперты философски замечают, что «деньги не пахнут», и поясняют, что если российские банки будут предлагать клиентам условия лучше, чем их локальные конкуренты, украинцы понесут к ним деньги и будут с ними работать, а политические риски рано или поздно закончатся. Насколько оправдан этот оптимизм?

valk@sb.by

Советская Белоруссия № 225 (25107). Среда, 23 ноября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter