Нет согласия у «Согласия»

В Латвии 4 октября прошли выборы в парламент. Латвия — парламентская республика, латвийский Сейм формирует правительство, а также избирает президента, поэтому от расклада на этих выборах зависит очень многое.
В Латвии 4 октября прошли выборы в парламент. Латвия — парламентская республика, латвийский Сейм формирует правительство, а также избирает президента, поэтому от расклада на этих выборах зависит очень многое.

По данным латвийского избиркома, лидером парламентской гонки стала партия мэра Риги Нила Ушакова «Согласие». Она набрала 23,13 % голосов избирателей и должна получить 24 из 100 мест в латвийском Сейме. На втором месте — правящая партия «Единство», набравшая чуть менее 22 % голосов. Также в парламент прошли Союз зеленых и крестьян, националистическое объединение «Все для Латвии! — Отчизне и свободе / Движение за национальную независимость Латвии», партия «От сердца — Латвии» и Латвийское региональное объединение. Как отмечают наблюдатели, выборы прошли при рекордно низкой явке, что связывают с оттоком населения из страны.

Победившая партия «Согласие» является крупнейшей политической силой, представляющей интересы русскоязычного населения страны. В этом, как представляется, одновременно ее сила и слабость. Сильная сторона такого позиционирования заключается в том, что русские и русскоязычные составляют значимый сегмент латвийского общества — порядка 37 % населения страны. Непростые отношения между русской и латышской общинами, а также социально-политическая дискриминация значительной части русскоязычного населения (порядка 14 % имеют статус «неграждан») создают устойчивый запрос на политические силы, выступающие как защитники интересов русских. Слабость же заключается в том, что политические силы, представляющие латышское большинство, стараются максимально ограничить участие прорусских партий в системе государственной власти.

Так, по итогам прошлых парламентских выборов партия Ушакова показала заметно лучший результат, чем сейчас, получив 31 место в парламенте. Однако сформировать правительство она так и не смогла, поскольку прочие партии объединились в «коалицию проигравших», тем самым образовав парламентское большинство и получив право на формирование правительства. По всей видимости, по итогам нынешних выборов такая комбинация повторится вновь, тем более что «Согласие» показало куда менее убедительный результат.

Снижение поддержки «Согласия» связывают с недовольством русского электората политикой партии, которую обвиняют в соглашательстве с властями в ущерб интересам русскоязычной общины. Действительно, партия, позиционирующая себя как прорусская, в условиях политической системы Латвии находится в крайне непростой ситуации. В Латвии на официальном уровне период пребывания в составе СССР признан оккупацией, а государственная правопреемственность ведется от «первой республики», существовавшей в межвоенный период. Такая идеологическая установка и обусловила появление правового статуса «неграждан», который был распространен на преимущественно русскоязычное население, появившееся в республике в советский период. Власти Латвии особо и не скрывали, что целью дискриминационных мер является выдавливание «чужого» населения из страны.

Однако за годы независимости многие русские успешно натурализовались и стали играть заметную роль в жизни Латвии. Несмотря на евроатлантическую ориентацию, Латвия по-прежнему тесно связана с Россией: транзитные потоки в латвийских портах, туризм и бизнес по-прежнему во многом завязаны на восточного соседа, и, очевидно, значимую роль в этих связях играет русское население Латвии. Поэтому политика в отношении русскоязычного населения была в последние годы заметно либерализована, что и позволило партии «Согласие» стать серьезной политической силой, а этническому русскому Нилу Ушакову — занять кресло мэра Риги. Тем не менее, чтобы быть системной партией, «Согласие» вынуждено учитывать особенности латвийской политической идентичности, связанной с мифологией «советской оккупации», что и вызывает обвинения в соглашательстве.

В последние месяцы отношения между латышской и русской общинами вновь обострились в связи с событиями в Украине. Присоединение Латвии к экономическим санкциям против России, резкие высказывания ряда латвийских политиков вызвали недовольство русскоязычного населения и усилили вал обвинений партии Ушакова в соглашательстве с «латышской этнократией». С этим связывают и ухудшение результатов «Согласия» на выборах — часть русского электората ушла к более радикальным силам, которые, оттянув голоса у партии Ушакова, при этом не имели серьезных шансов на прохождение в парламент.

Впрочем, русская община Латвии также неоднородна. Здесь есть и те, кто готов мириться с существующим положением дел и не желает идти на обострение внутренних противоречий из-за трактовок истории или статуса русского языка, и те, кто готов идти в борьбе с «этнократическим режимом» до конца. Ухудшение результатов «Согласия», представляющего прежде всего умеренную часть русскоязычного электората, может быть индикатором нарастающих противоречий в среде латвийских русских.

shimoff@rambler.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter