Нет — символам нацизма!

Еще одно слово к дискуссии о бчб, которое надо бы услышать. Левопатриотические общественные объединения Беларуси, образовавшие координационный совет «­Единство», выступили с обращением. В нем, в частности, говорится:

…Считаем своим долгом от имени наших членов и сторонников заявить по поводу юридического статуса бело-красно-белого флага, знака «погони» и клича «Жыве Беларусь!» с отзывом «Жыве!» следующее.

Как известно, перечисленные флаг, знак и клич начиная с 1918 года были опознавательными знаками создателей так называемой БНР, лидеры которой запятнали себя сотрудничеством вначале с германскими, а затем с белопольскими интервентами.

В период 1930-х годов они были символами тех структур белорусской эмиграции, которые сотрудничали с гитлеровским режимом.

В то же время среди патриотически настроенной части населения республики эти символы сколько-нибудь серьезной поддержки не имели, а бчб-флаг рассматривался как «сцяг беларускага фашызма» (см., например, примечание к стихотворению «З фашыстоўскай падваротнi» в сборнике К. Крапiвы «Выбраныя вершы» (Мн., 1935, стр. 93), которое в 1946 году было повторено в его же сборнике «Смех i гнеў» на стр. 16, где о цвете бчб-полотна написано: «колер нацыянал-фашысцкага беларускага сцяга»).

Эта же символика внедрялась на территории республики в период гитлеровской оккупации именно как официальная, причем зачастую бчб-флаги и «погоня» фигурировали совместно с откровенно гитлеровской символикой — флагами и свастикой. Этот флаг и «погоня» были символами таких структур активных гитлеровских пособников, как Беларуская Народная Самапомач (впоследствии Беларуская Самапомач), Беларуская Рада Даверу и Беларуская Цэнтральная Рада. Начиная с первых недель оккупации они использовались в оккупационной печати, включая первую страницу каждого номера ведущего печатного органа этих пособников — «Беларускай газэты».

Они были символами Саюза Беларускай Моладзi, который признается белорусским аналогом гитлерюгенда, а издававшийся для актива этой организации журнал так и назывался «Жыве Беларусь!». Применялись при праздновании таких «знаменательных» для оккупантов и их пособников дат, как 25 марта — день провозглашения БНР, 20 апреля — день рождения Гитлера и 22 июня — день нападения гитлеровцев на нашу Родину в 1941 году.

Они же использовались в таких вооруженных структурах гитлеровских пособников, как Беларуская Самаахова, «вооруженные деревни», Беларуская Краёвая Абарона, присутствовали на опознавательных знаках таких наиболее квалифицированных карательных формирований пособников оккупантов, как 13-й белорусский полицейский батальон СД, батальон железнодорожной охраны и новогрудский эскадрон. А главы гитлеровской оккупационной администрации Кубе и Готтберг, выступая перед своими пособниками на немецком языке, завершали свои выступления кличем «Жыве Беларусь!» на белорусском языке.

В послевоенный период указанная символика широко использовалась в среде белорусской послевоенной эмиграции, в подавляющем большинстве состоявшей из тех, кто запятнал себя активным сотрудничеством с оккупантами или поддался на их пропаганду… 

В середине 1990-х годов среди политически активного населения республики насчитывался значительный процент тех, кто был участником и очевидцем Великой Отечественной войны и знал об этой символике не понаслышке. Поэтому не приходится удивляться, что во время референдума 1995 года большинством белорусских граждан (более 75 процентов) эти символы, навязанные националистами в 1991 году, были отменены…

В настоящее же время значительная часть политически активного населения практически не имеет представления о позорной истории этой символики просто в силу своего возраста, поскольку в учебной литературе по истории Великой Отечественной войны в основном говорится о героическом сопротивлении белорусского народа фашизму, а о позорной роли гитлеровских пособников и их символике упоминается в лучшем случае вскользь. В результате у младшего поколения, в частности у относительно молодых родителей, имеющих детей дошкольного и школьного возраста, иммунитет в отношении этой символики отсутствует. И это в полной мере используется теми силами в республике и за ее пределами, которые хотят придать этой символике ореол героизма и независимого мышления…

В связи с этим, чтобы воспрепятствовать распространению в обществе искаженных представлений, нужны четкие юридические термины, определения и требования по данному вопросу, которые исключали бы их произвольное толкование.

В этом плане при разработке юридических документов, касающихся запрета рассматриваемой символики, по нашему мнению, следует учесть и отразить в них следующее.

Рассматривать эту символику, включая бчб-флаги, иные бчб-полотнища, значки и надписи, а также знак «погони» и клич «Жыве Беларусь!» в едином комплексе с символикой нацистской, так как она внедрялась в период оккупации, а не рассматривать ее как просто экстремистскую или незарегистрированную…

А тем, кто продолжает считать, что символика сама по себе не может быть плохой, поэтому ее не следует запрещать, следует напомнить, что, например, знак свастики в течение долгого времени не считался чем-то отрицательным, но приобрел зловещий смысл именно после использования его гитлеровцами…
Не допустим на нашей многострадальной и героической земле кощунственного применения символов, под которыми пособники гитлеровских оккупантов осуществляли политику геноцида белорусского народа!
С полным текстом обращения можно ознакомиться на сайте bkpt.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter