Криптовалюта: грандиозная афера или продукт прогресса

Нет счастья в шелесте купюр

На уходящей неделе Нацбанк объявил о запуске принципиально новой системы обмена данными блокчейн. Такая сеть известна тем, что обеспечивает мировой оборот виртуальной валюты биткоин. Эти деньги нельзя потрогать руками и положить в кошелек, но стоимость их в последние годы растет невероятными темпами. Один из членов спор–клуба «СБ» не склонен купать новость в овациях. Подозревает, что бизнес с криптовалютами больше похож на грандиозную аферу планетарного масштаба и предостерегает от опрометчивых движений. Второй спорщик, напротив, призывает в освоении новации ни в коем случае не медлить. Считает, что она способна изменить мир и в большем выигрыше окажется тот, кто первым сориентируется. Чью сторону примет читатель? Ждем ваших отзывов на сайте WWW.SB.BY.

Фото РЕЙТЕР

Привет от Лени Голубкова


Роман РУДЬ
Признаюсь честно: готовясь к нашему разговору, я много читал про биткоин, пытаясь разобраться в предмете. И почти ничего не понял, Дим. Окончательно сломался на фразе «древовидное хеширование позволяет противостоять дабл–спендинг атакам». После этого догадался, что с толком рассуждать о криптовалютах могут лишь программисты и экономисты. Но меня, человека другой профессии, эта тема тоже касается. Как и всех нас, слесарей и водителей, учителей и ветеринаров: всех настойчиво убеждают в революционности новой системы платежей, ее огромных перспективах и способности изменить мир. Когда какое–то явление, особенно в финансовой сфере, становится навязчиво популярным, мы невольно напрягаемся. Тяжелый опыт 90–х годов с их волшебными схемами стремительного обогащения заставляет подозревать неладное. Так вот, чем глубже я погружался в изучение вопроса, тем крепче становилось убеждение, что нам снова пускают пыль в глаза. Золотую, но пыль.

Поэтому поговорим о моральной стороне вопроса. Одним из главных качеств электронной валюты называют абсолютную анонимность платежей. Не понимаю, чему здесь радоваться. А вот наркодилеры и торговцы оружием понимают: они первыми, хоть и негласно, проголосовали за биткоин, активно используя в своих операциях. За ними подтянулись международные террористы и рядовые отмыватели грязных капиталов. Ну еще бы: все государства мира годами выстраивают системы национальной безопасности, пытаясь пресечь нелегальные финансовые потоки, а криптовалюта позволяет в пару кликов компьютерной мышки переводить громадные суммы из любой точки, где есть интернет. Надеюсь, ты не печешься об интересах подпольных миллионеров, которые видят в биткоине отличную возможность скрытно вывести капиталы за рубеж (такие случаи уже отмечались в Украине).

Дима, я бы мог понять твою позицию защитника электронных денег, будь ты из современных анархистов. Это они рукоплещут биткоину, считая его приметой наступающего безвластия. Ведь эти цифровые монеты не регулируются традиционными финансовыми институтами. Никакая спецслужба не в состоянии отследить все транзакции. Но я знаю тебя как человека, всецело поддерживающего государственные интересы. А любое государство заинтересовано в том, чтобы его граждане не участвовали в сомнительных сделках, честно платили налоги, не становились жертвами финансовых мошенников. Но сама логика биткоина, его изначальный смысл подталкивает именно к такому использованию криптовалюты — для обмана, сокрытия, уклонения и т.д. Поэтому уверен, что ни в одной стране мира биткоин не станет желанным средством платежей. От этого слова пахнет нехорошо, стоит лишь чуть приподнять над ним завесу романтичной тайны.

Ведь кроме аморальной стороны, у этой монеты есть еще чисто практические неудобства. Это если мягко говорить. Во–первых, все платежи осуществляются исключительно в интернете — потенциально небезопасной среде, наводненной хакерами и прочим бесчестным людом, охочим до наших денежек. Во–вторых, биткоин крайне нестабилен: сегодня он может стоить 3 тысячи евро, а завтра — всего 100. И поколебать его очень легко, ведь он не обеспечен ничем, кроме эфемерных вычислений. Да, для спекулянтов, богатеющих на скачках курса, это прекрасно. Для бизнеса, а тем более для целой страны — плохо. Приведу пример. Полтора года назад один из разработчиков электронной валюты Майк Хим объявил ее «ошибкой» и рассказал, что распродал все свои «биткоины». После такой новости цены на криптовалюту резко обвалились на 20% за одну ночь, множество людей потеряло реальные накопления. А чуть позже капиталисты из Кремниевой долины вложили колоссальные средства в раскрутку биткоина — нанятые за вполне обычные доллары аналитики глубокомысленно, с обилием туманных терминов вещали о том, что новые деньги изменят всю мировую валютную систему, а обладатели цифровых кошельков вскоре сказочно разбогатеют. После такой обработки курс, обусловленный массовым спросом, действительно резко взлетел. Но надолго ли? И стоит ли доверять деньгам, которые способны обесцениваться за одну ночь?

Ты прости, Дима, но все это напоминает мне сериал про Леню Голубкова, славящий «МММ». Сам помнишь, чем это кончилось — лопнул мыльный пузырь ничем не обеспеченных акций, сотни тысяч людей потеряли свои кровные, а прибыль поимели лишь те, кто находился в самом верху финансовой пирамиды. Так и с биткоином: надо присмотреться к выгодополучателям, которыми можно считать небольшую кучку его разработчиков. Разумеется, анонимных, что уже прозрачно намекает: от цифровых денег пока стоит держаться подальше. Если лопнет и этот пузырь, требовать возврата потерянных средств будет не у кого. Ведь надежного регулятора нет, биткоин никому не принадлежит, обращайтесь во Всемирную лигу сексуальных реформ, как издевательски советовал Остап Бендер.

В общем, я считаю, что делать ставку на криптовалюту в масштабах страны рановато. Не традиционное для белорусов это занятие — «майнить биткоины». Наше дело — картошку сажать да собирать БелАЗы. С технологиями, проверенными годами, как–то надежнее. Больше уверенности в завтрашнем дне.

rud@sb.by

Прогнуть мир под себя

Дмитрий КРЯТ


Сразу, Роман, тебя разочарую. Есть страны, которые вполне терпимо относятся к обороту биткоинов. Стандарты ведения криптовалютного бизнеса есть в Австралии. А технологию обмена данными блокчейн здесь примеряют к организации работы транспорта и почты. Поддержку стартапам с виртуальными деньгами оказывают в Великобритании. Комфортный климат для такого бизнеса в Европе. А в Канаде и США есть даже банкоматы, обменивающие криптовалюту на привычные деньги. Где–то к ней отношение, как к финансовому инструменту, где–то — как к товару. Мир пока присматривается к новому явлению. Другое дело, что государства, примеряющие к нему некие правовые каноны, пока можно пересчитать буквально на пальцах.


Подобное мы уже проходили в эпоху зарождения и развития интернета. Вспомни, сколько было причитаний, что это территория абсолютной свободы (читай — беззакония) и устанавливать здесь какие–то каноны и невозможно, и вообще — руки прочь. Одни наслаждались, других пугала пользовательская анонимность. И те и другие сходились в выводах, что так будет всегда. Но что осталось от этого инкогнито? Если где–то оно еще и есть, то только в государствах, которые наплевательски относятся к собственной безопасности. Притихли поборники анархии, а сеть, согласись, стала чище. Сегодня уже не лезут нахально в браузер экстремистские, террористические, откровенно садистские сайты. Нет, найти их при желании, конечно, можно, но они ушли на задворки и как минимум не мозолят глаза.

Я понимаю твое настороженное отношение к криптовалюте и обеспечивающему ее оборот блокчейн. Но не случайно даже специалисты называют эту систему новым интернетом, который изменит мир. И эту перспективу еще предстоит осмыслить. Представь, что у тебя не будет нужды открывать банковский счет. Канут в Лету сообщения о сбоях в расчетах по карточкам из–за профилактики сервера. Он просто станет не нужен, как и сам банк. Заведенная в детстве медицинская карта со всеми последующими обновлениями будет доступна в любом медицинском учреждении мира. И эта информация никуда не исчезнет, пока на земле работает хотя бы один компьютер. Фантастика? Но ведь к этому все идет. Мы на пороге глобальных трансформаций, это очевидно.

Именно потому, что в такой системе информация не теряется, прозрачна для участников и хранится практически вечно, она неудобна для наркоторговцев, террористов и прочих злодеев. Скорее, наоборот, вытеснит их исключительно к черному налу. Но к тому времени человечество и вовсе забудет о наличных деньгах. И это, как ты понимаешь, дело не такого уж и далекого будущего. Преступник может окольными путями, через подставных лиц учредить свой банк и делать темные дела. Подкупить банкира, в конце концов, или даже члена правительства. Но ему совершенно нечего предложить бесстрастной и равнодушной электронной системе. Она пока и для хакеров неуязвима. Потому что можно атаковать закрытую сеть конкретного учреждения, но просто невозможно объявить войну тысячам компьютеров, которые даже неизвестно где находятся.

Пугает, Роман, абстрактность. Неизвестность. Но процесс развития криптовалютного бизнеса, новой системы передачи данных уже не остановить. Как невозможно было остановить интернет с момента его зарождения. А коль так, то надо придумать, как с этим всем счастьем жить. И, понимая это, будет зазорно сложа руки наблюдать, как мир приспосабливается к переменам, а потом плестись в хвосте. Сегодня у нас есть шанс если и не возглавить глобальную кампанию по приведению к общим правилам продуктов прогресса, то как минимум быть в ее авангарде. Стран–то, к этому только подступающихся, повторюсь, раз–два и обчелся. Так зачем терять шанс?

И «майнить», Рома, совсем не стыдно. Это в упрощенном понимании ферма биткоинов — этакая курица, сама по себе несущая золотые яйца. Включил в розетку — и богатей. Если просто, то майнеры, решая математические задачи, обеспечивают работу системы оборота криптовалют. То есть они создают незримый, но конкретный продукт, за что и получают вознаграждение в генерируемых биткоинах. При этом несут затраты на используемую электроэнергию. Получается, эта непонятная деньга все–таки имеет реальное обеспечение. Это к вопросу о мыльном пузыре. Да, спекуляции с ним не исключены. Как с любым товаром или финансовым инструментом. Но для того и нужны общие правила, чтобы минимизировать риски потрясений.

А ферма на балконе — уже вчерашний день. Не оправдывает затрат. Сегодня рентабельны только крупные комплексы. И чем дальше, тем более мощные. Майнинг становится новой индустрией. Ферма, а лучше сказать криптоцентр, — важный узловой элемент информационной инфраструктуры будущего, которое уже наступает. Примерно как ДАТА–центры сегодня. Беларусь разрабатывает правовые основы для этой деятельности. С вводом АЭС получим относительно дешевую электроэнергию. Чем не условия для убедительной заявки на полноправное участие и в этом инфраструктурном проекте планетарного масштаба?

Вывод, Роман, мой прост. Не бойся неизвестного. Познай его и подстрой под себя. Желательно раньше других. Это и почетно, и выгодно.

kryat@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter