Новые маршруты Виктории Косенюк

Нет повода сидеть дома

Если бы не последнее фото в инстаграме Виктории Косенюк, запечатленные ею накануне горные вершины и узкие улочки с вывесками на немецком можно было бы счесть обычным репортажем путешественницы. Однако подпись к финальному кадру заставляет взглянуть на эти красоты другими глазами. «Всего в Западную Европу было угнано около 5 миллионов советских граждан. Домой вернется половина. Примерно 450 тысяч останется за границей. Фильм уже в монтаже», — сообщает Виктория, которую мы привыкли видеть в образе рефери, еженедельно на канале «Беларусь 2» выносящего вердикт поединку участников программы «Камень, ножницы, бумага». Пока Викторию Косенюк узнают больше как телеведущую. Однако этот документальный телепроект, премьера которого состоится 9 мая в вечернем эфире «Беларусь 1», у нее не первый. Свою дорогу в кинодокументалистике Виктория начинала с поисков белорусских следов Владимира Высоцкого. Продолжила масштабным исследованием «Код нации» о Купале и Коласе и «БССР. Неизвестная история». И вот теперь решила поднять больную тему остарбайтеров, рассказать о женщинах, лишившихся родины в годы Великой Отечественной войны, и их детях, которые привыкли думать на другом языке.


Найти этих людей было очень и очень непросто, подтверждает Виктория:

— Пришлось разослать невероятное количество писем, познакомиться с огромным числом коллег в Австрии и Германии. Сначала мне порекомендовали написать одной немецкой журналистке, которая сообщила адрес документалистки в Германии, та посоветовала обратиться к писательнице, которая «в теме»... И все же мы их нашли, выслушали и записали несколько драматичных и очень трогательных историй, ведь там все было по‑настоящему. Любовь, страх, боль... Скажем, одна из наших героинь узнала, что ее родная мать жива, лишь в 70 лет — к счастью, они успели увидеться, обнять друг друга. В другой семье родные люди, разлученные войной, стали настолько чужими, что, выяснив правду, не смогли, не пожелали встретиться. Трагические события давно минувшей войны неожиданно оказались очень близко. Самому старшему герою нашего фильма — 97 лет, и он не забыл ничего из того, что происходило с ним в юности.

— Собираетесь продолжать свои исследования?

— Два будущих фильма уже в разработке, даже даты премьер намечены. Работа над одним из них займет не меньше года. Но рассказать больше я пока не готова.

— Опасаетесь кражи идей?

— Да нет, все идеи витают в воздухе. Другой вопрос, что в любой теме можно найти новый ракурс. Однако я человек суеверный, не люблю говорить о том, чего пока нет.

— Тогда давайте о том, что есть. Что прочно заняло свою нишу в эфире и вот уже скоро два года, как объединяет зрителей всей страны. О вашей авторской программе «Камень, ножницы, бумага», участники которой когда‑то примеряли на себя разные социальные роли и профессии, а теперь путешествуют по белорусской глубинке, выясняя, где можно отдохнуть максимально бюджетно и качественно.

— Да, действительно, два сезона мы успешно отработали. До августа программа будет выходить в ее нынешнем виде, а позже — под девизом «люди плохого не посоветуют». Планируем активнее привлекать к ее созданию местных жителей, которые, как выяснилось, очень близко к сердцу принимают, если их родной агрогородок или поселок не стал лидером недели. Главная фишка программы остается прежней: как и раньше, будем ездить преимущественно в нетуристические места с репутацией «смотреть там нечего». Всевозможных тревел‑шоу сегодня немало, на каждом телеканале, но ехать туда, где, по расхожему мнению, все достопримечательности исчерпываются памятниками ковшу и палатке, отважится все же не любой.

— Что для вас самой стало наибольшим сюрпризом в процессе создания этой программы?

— «Беларусь — страна замков» — клише, которому мало кто верит. Существует стереотип, что в действительности этих замков осталось мало, все давно разрушено и смотреть опять же не на что. Но практически всюду сохранилось что‑то свое, старинное и уникальное. Беларусь действительно страна замков! Было бы только желание путешествовать. За время наших «инспекций» выяснилось, что пообедать можно в среднем за 5 рублей, переночевать — за 30. Словом, нет повода сидеть дома.

— Кстати, а как вы выбираете тех, кто будет осваивать новый маршрут? Ну с медийными персонами понятно — какое шоу без них? А вот что касается тех, чьи лица не так известны...



— Кроме селебрити, приглашаем тревел‑блогеров, которые, на мой взгляд, выигрывают своей естественностью, непосредственностью. То есть тем, чего порой не хватает профессиональным артистам. При том, что сюжеты, которые они снимают для инстаграм, Ютуба, сделаны действительно очень прилично, в хорошем телевизионном формате — и не скажешь, что «на коленке». Стать участником программы теоретически может любой, присылайте свое видео на адрес программы, возможно, только вашего свежего взгляда нам и не хватало.

— Время от времени даже самая увлекательная работа требует отдыха, переключения. Что вам обычно требуется для качественной перезагрузки?

— Новые путешествия. Я много где побывала, давно веду свой календарь путешественника, где на сегодняшний день отмечено 35 стран и 90 городов. Надеюсь, что удастся увеличить число стран до сотни. Хотя есть места, куда возвращаюсь снова и снова. Например, в Эстонию, где живет моя близкая подруга. Или в Италию, которую открываю для себя каждый раз заново, путешествуя по ее небольшим, непопулярным у туристов городкам.

— При этом вы почти ничего не выкладываете в соцсетях.

— Не люблю делиться личными вещами. Есть в этом что‑то неестественное, по‑моему.

— А вы никогда не думали, что история вашей собственной семьи, возможно, могла бы стать поводом для нового фильма, который заинтересовал бы многих?

— Действительно, в нашей семье есть легенда о родстве с семьей Войниловичей, имя которых вместе с Красным костелом стало частью истории Минска. Даже несколько больше, чем легенда, — сохранились некоторые документы, воспоминания прабабушки, гостившей у Войниловичей. Но мне еще предстоит выяснить все детали. Пожалуй, для того, чтобы восстановить свою родословную, действительно стоит снять фильм.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter