Нет ничего дороже времени

В системе ценообразования ожидаются серьезные изменения

В системе ценообразования ожидаются серьезные изменения


Как у нас устанавливаются цены на товары, работы или услуги? На 0,5 процента в месяц предприятие может повышать цены самостоятельно. Этот норматив утвержден государством. Но нередко случается, что, суммировав все затраты и добавив к ним определенную норму прибыли, директор и главный бухгалтер понимают, что цену необходимо поднимать больше чем на полпроцента. В этом случае калькуляция направляется в отдел по ценообразованию исполкома. Там соответствующие работники проверяют расчеты. И выносят решение, может предприятие изменить ценники или нет...


Об архаичности, громоздкости, забюрократизированности этой процедуры представители делового сообщества говорили не раз. Для обслуживания действующей разрешительной системы используется большое количество людей и бумаги. Понятно, все это стоит денег. А каковы результаты? Нельзя сказать, что цены на многие товары у нас самые низкие, хотя они и нормируются. Почему так получается? При известном умении в «смету» можно заложить почти любые расходы. Вот и выходит, что вроде бы цена согласована с государством, но стоит товар гораздо больше, чем мог бы. Случается и другая крайность. Грустная и поучительная история произошла с белорусскими производителями кетчупа. Томатная паста — главный ингредиент товара — подорожала в этом году на внешних рынках на 60 процентов. А потолок повышения цен на кетчуп для наших производителей составил 6 процентов в год... В итоге прилавки белорусских магазинов заполнились импортным продуктом, не испытывающим нормативного прессинга. И оказался зарубежный кетчуп, кстати, совсем недешевым...


Как избежать подобных парадоксов?


Похоже, в Министерстве экономики нашли ответ на этот вопрос. Заместитель министра Владимир Адашкевич заявил на днях, что с января предельные индексы цен и саму процедуру регистрации предлагается отменить. Эта инициатива по духу перекликается с недавними решениями Правительства разрешить предприятиям продавать продукцию на экспорт и на внутреннем рынке по тем ценам, которые диктует конъюнктура.


Больше рынка, меньше административного вмешательства. Такова логика изменений в ценообразовании. Она полностью отвечает интересам наших производителей. Правда, возникает вопрос: не приведет ли свободное ценообразование к резкому подорожанию некоторых товаров и услуг? С этим вопросом я обратился к специалистам.


Компетентно


Александр Лученок, руководитель Центра макроэкономического регулирования и институционализма НАН:


— Отмена регистрации цен — прогрессивная мера. Но она должна сопровождаться созданием в стране мощного антимонопольного органа. У нас многие товарные рынки фактически монополизированы. Если со стороны государства не будет контроля за монополистами, это может приводить к завышению цен.


Виктор Маргелов, председатель Республиканской конфедерации предпринимательства:


— Однозначно требуется серьезный антимонопольный контроль. Кроме того, нужно противодействовать недобросовестному поведению некоторых участников рынка. Представим ситуацию. Гипермаркет полгода работает себе в убыток, снизив цены на все товары на 50 процентов. Естественно, все соседние магазины разоряются, потому что население идет туда, где дешевле. Но перетянув всех клиентов к себе, гипермаркет может сразу же удвоить цены. Подобные происки, на мой взгляд, должны отслеживать и пресекать специальные рабочие группы при Правительстве. А в перспективе мониторинг ситуации на рынке могли бы за собственный счет осуществлять отраслевые бизнес–ассоциации. Как это происходит во многих странах мира...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter