ЕС принял официальное решение о временной, сроком на четыре месяца, отмене санкций против Беларуси. Почти одновременно от части экономических ограничений отказались и США.
Что же заставило Евросоюз с 31 октября приостановить действия санкций в отношении Президента Беларуси Александра Лукашенко, а также трех белорусских компаний и еще 170 граждан страны? Освобождение в канун президентских выборов нескольких оппозиционеров? Успешное посредничество Минска в урегулировании украинского кризиса?
А может, причиной послаблений послужили проведение выборов «в атмосфере всеобщего примирения» и рекордная победа Александра Лукашенко с 83,5 процента, с которой никак не поспоришь. Наверняка в антисанкционную копилку попало и президентское поздравление нобелевскому лауреату Светлане Алексиевич, известному критику «белорусского режима».
Словом, отчего вдруг такая перемена участи? Причины, которые послужили для смягчения жесткой риторики в отношении Беларуси, вроде бы не столь фундаментальны. Они не дают Западу веский повод «отпустить вожжи». Выпустили на волю пару-тройку несогласных? Так это вовсе не «победа демократии», а элементарный здравый смысл.
Ставший сенатором от партии «Закон и справедливость» польский историк Ян Жарин в интервью изданию Prawy сказал:«Если сейчас украинцы ставят памятники бандеровцам, это значит, что они готовы в будущем применять такие же методы, в частности массовые убийства. Украинский народ не способен к самоосознанию без помощи поляков. Ведь украинцы должны признать свою вину за Волынскую резню и признать эту трагедию актом геноцида против польского народа».
По мнению Жарина, польская власть должна сделать своей главной задачей заботу о польском наследии за рубежом, в том числе в Восточной Галиции, принадлежащей сегодня Украине. «Без Львова, города, который всегда был верен Польше, нет польского народа. Сегодня это очевидно», - утверждает политик.
Обострение отношений Варшавы с Киевом в связи с героизацией ОУН-УПА и гитлеровских военных пособников, уничтожавших в том числе поляков, вполне возможно при новом правительстве правых. Но если с подачи президента Дуды правительство откроет ящик Пандоры - вопрос о реституции польских земель до 1939 года, то проблемы с восточными соседями появятся у всего Евросоюза.
И не только. Ведь Германия может вспомнить о массовых переселениях немцев из Силезии польским правительством после войны, а это - четверть польской территории.
Николай ЛАШКЕВИЧ
n.lachkevich@
souzveche.ru