Нет худа без добра

Отношения России с Европой ухудшаются, и не только политические.

Отношения России с Европой ухудшаются, и не только политические. Едва ли не идеей фикс стало для ЕС желание ограничить потребление российского газа, и вовсе не для того, чтобы потрафить своей экономике, а исключительно, чтобы таким образом ослабить российскую экономику. И это заставляет Россию более внимательно глядеть на восток с целью восстановления баланса торговых интересов. О том, что России следует более активно развивать восточный вектор собственной экономики, говорилось и раньше. Но сейчас, пожалуй, можно сказать, что от этого зависит будущее страны и ее благополучие.

По словам министра экономики РФ Алексея Улюкаева: «Азиатско-Тихоокеанский регион является центром мирового экономического роста, но у нас нет такого активного сотрудничества с этими регионами, как нам хотелось бы».

Общий объем торговли России с Китаем, Японией и Южной Кореей составил в прошлом году 150 млрд долларов, что в три раза меньше, чем с Европой. Не радует также цифра прямых иностранных инвестиций. Вышеперечисленные три крупнейшие азиатские (да и мировые) экономики инвестировали всего 6,1 млрд долларов от общей суммы 496 млрд долларов прямых иностранных инвестиций в России (данные на конец 2012 года). 

– Президент Владимир Путин уже давно говорил о переориентации на Восток, – отмечает Федор Лукьянов, председатель Совета по внешней и оборонной политике. – Кризис в Украине обеспечивает идеологическое обоснование для активизации этого процесса.

Но это труднее, чем кажется, считает директор Института Дальнего Востока РАН в Российской академии наук Михаил Титаренко: «Мы стоим перед выполнимой, но сложной стратегической переориентацией. Наша политическая элита любит говорить о России как о стране, которая простирается от Европы до Камчатки, но она никогда не интересовалась тем, что происходит за Уралом».

Те зарубежные политологи, которые скептически относятся к введению антироссийских санкций, говорят, что Запад сделал все возможное, чтобы максимально сблизить Россию и Китай. Причем речь идет не только о грандиозном проекте поставки газа в Поднебесную, но и сотрудничестве во многих других областях, в том числе и военной. В повестке дня – сокращение взаимных расчетов в долларах и все более широкое использование рубля и юаня.

Укрепление военного сотрудничества двух ядерных держав, часто имеющих на мировой арене, в частности в ООН, схожие позиции, явно настораживает Запад, как и ослабление зависимости России и Китая от американской валюты. «Газпром» рассматривает возможность размещения облигаций в юанях. Этот шаг следует оценивать не только с точки зрения экономики, но и политики. Облигации будут номинированы не в привычных долларах и евро, а значит, и санкции со стороны Европы и США повлиять на них не смогут. Так что еще неизвестно, каковы будут в обозримом будущем последствия санкций для тех стран, кто их придумал.

Роль Китая в развитии инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока наряду с газовым контрактом – одна из важнейших тем переговоров во время предстоящего в мае визита Президента РФ В. Путина в эту страну.  

А на прошлой неделе Минвостокразвития сообщило, что подтверждена готовность выделения Китайским банком развития 5 млрд долларов на создание инфраструктуры и реализацию долгосрочных инвестпроектов в Дальневосточном регионе РФ, особенно на территориях опережающего развития.

Развиваются отношения России и с другими азиатскими странами. В частности, с Японией и Южной Кореей, куда также предполагаются поставки углеводородов. Соответственно от этих стран Россия получает новые технологии и рассчитывает на инвестиции. (Пока остается в силе запланированная поездка В. Путина в Японию осенью этого года.) Ведутся переговоры с Вьетнамом о торговом соглашении, связывающем эту страну с Таможенным союзом. В планах – совместные экономические проекты с Индией.

Заслуживают внимания региональные связи между государствами на восточном направлении. Японская корпорация Mitsui и сахалинское рыбопромышленное ООО «Тунайча» намерены реализовать на Сахалине совместный комплексный проект в рыбной отрасли стоимостью около 35 млн долларов. В рамках проекта компании планируют построить на Сахалине кетовый рыборазводный завод мощностью воспроизводства 20 млн штук молоди в год, возведут производственный холодильник на 5 тысяч тонн единовременного хранения и цех по переработке рыбных отходов. Япония сейчас строит электростанции, работающие на угле (вместо атомных), и в связи с этим спрос на сахалинский уголь в Японии может быть очень высоким. А в Якутии японцы предложили создать полигон для испытания своих шин.

Что касается Южной Кореи, то если в 1992 году объем торговли с Россией составлял всего лишь 190 млн долларов, то в 2013-м – 22 млрд 650 млн, увеличившись в 119 раз. Россия входит в десятку крупнейших экспортеров Кореи и занимает 12-е место по импорту. Безусловно, развитию отношений между странами мешает политическая обстановка на Корейском полуострове. А ведь какие грандиозные планы могли быть осуществлены: соединение железных дорог Кореи с Россией (читай – Европой), а также строительство газопровода.

С 1 января этого года введен безвизовый режим в двусторонних отношениях между Россией и Южной Кореей. Планируются южнокорейские инвестиции в специальные экономические зоны, которые будут созданы на Дальнем Востоке и в Сибири, а также в сельское хозяйство, медицинскую сферу, научно-техническое сотрудничество.

Следует также отметить проекты перемещения ряда госкомпаний на Дальний Восток, в частности «Русгидро», «Транснефти» и «Росгеологии», что, без сомнения, будет способствовать дальнейшему экономическому развитию региона.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter