Нет человека — нет проблем?

Кончина Милошевича стала «окончательным решением вопроса» для Гаагского трибунала?
Кончина Милошевича стала «окончательным решением вопроса» для Гаагского трибунала?

Смерть экс–президента Югославии Слободана Милошевича, который предстал перед Международным уголовным трибуналом по бывшей Югославии (МТБЮ) в феврале 2002 года, неожиданно наступила в камере предварительного заключения. Судебный приговор в отношении самой противоречивой фигуры балканской истории конца ХХ века не будет вынесен уже никогда. Многие, даже те, кто не был сторонником Милошевича, сегодня испытывают к нему чисто человеческое сочувствие как к человеку, который в одиночку противостоял железной машине Гаагского трибунала, отказавшись от адвокатов, сам защищал себя и умер невиновным. Ибо его вина за несколько лет изнурительного процесса юридически так и не была доказана.

«С чувством глубокой скорби воспринято в Беларуси известие о смерти президента Союзной Республики Югославия Слободана Милошевича. Ушел из жизни выдающийся политический деятель, который целиком отдавал себя служению своему Отечеству», — говорится в соболезновании, направленном Александром Лукашенко вдове Мире Маркович.

...За время процесса трибунал 22 раза прерывал слушания из–за плохого здоровья обвиняемого. Директор Института славяноведения РАН доктор исторических наук Константин Никифоров убежден, что смерть бывшего югославского лидера следует рассматривать как насильственную. В беседе с «Временем новостей» он подчеркнул, что «человека, которого еще даже не осудили, попросту заморили, держали взаперти, не давали адекватного лечения». Что же касается самого дела Милошевича, то его обвинение появилось во время натовских бомбардировок Югославии весной 1999 года. «Одна воюющая сторона выдвинула обвинение против другой воюющей стороны и потом, одержав победу, судит ее», — замечает эксперт.

Важный момент, как полагает сербский историк и публицист Мирослав Йованович, автор вышедшего в прошлом году в Москве сборника «Сербия о себе», состоит в том, что смерть Милошевича остановит расследование многих эпизодов межэтнических столкновений на Балканах. По мнению Йовановича, большинство обвинений против Слободана Милошевича не имели под собой серьезных оснований и доказательной базы. Теперь, уверен историк, противники Сербии могут сколько угодно повторять эти обвинения, однако ни судебного расследования, ни тем более судебного вердикта по ним не будет.

Отказ Гаагского трибунала отпустить Милошевича на лечение в Москву — еще один дополнительный штрих к малосимпатичному портрету Карлы дель Понто. Как прокомментировал весть о кончине Милошевича председатель комитета по международным делам Госдумы Константин Косачев, Милошевич «был избран Западом в качестве символа преступлений той эпохи, он был для Запада, для НАТО изначальной мишенью в контексте внешнего вмешательства в Югославию». Хотя, по мнению депутата, «при всей неоднозначности характера деятельности Милошевича с самого начала было ясно, что он не может нести исключительную персональную ответственность за все межэтнические и межгосударственные конфликты, которые потрясали бывшую Югославию».

Смерть Милошевича заставляет задуматься, а каким, собственно, будет завтрашний день Сербии? Вскоре должно быть принято решение по определению статуса Косово, и, как считают многие аналитики, отделение этого края уже предопределено. Через несколько недель состоится референдум в Сербии и Черногории — на него вынесен вопрос, будут ли республики жить в одном государстве. Словом, эпоха после Милошевича для Балкан представляется не менее противоречивой, чем при нем, полной нерешенных проблем, подводных камней и болезненного наследия прошлого.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter