Несвободный полет

«Будь что будет, а там посмотрим»
«Будь что будет, а там посмотрим»

Мне, признаюсь, было жутко... Схватившаяся за колено Лидия Иеродьякону, пронзительно крича, кубарем скатывается по склону, подбежавшие врачи спешно отстегивают ей лыжи, пытаясь удержать мечущуюся от боли девушку, носилки, «скорая»... Неудачное приземление австралийской фристайлистки вызвало настоящий шок у наблюдавших за квалификационными прыжками зрителей. Да, соревнования лыжных акробатов — фантастическая картина: спортсмен в лучах прожекторов возникает на фоне черного неба, крутит все эти сальто с винтами... Но, как говаривал строитель–монтажник в старом анекдоте: «Лететь — оно даже приятно. Упасть — вот в чем загвоздка». Травмы во все времена были неотъемлемой частью фристайла.

Официальной датой рождения лыжной акробатики считается 1971 год, однако Международная лыжная федерация совсем не торопилась принимать экстремалов в свою семью. Уровень травматизма на первых турнирах был настолько высок, что не каждая страховая компания решалась заключать соглашение с фристайлистами. 1971 год был отмечен десятками случаев серьезных травм, некоторые из них оказались смертельными. На международный уровень фристайл вышел лишь через 8 лет, после того как была максимально ужесточена система лицензирования спортивных школ, клубов, а также самих атлетов. Однако все проблемы решить так и не удалось.

«В начале 80–х был просто обвал тр
авм, — вспоминал в одном из интервью тренер сборной России по фристайлу Андрей Гребенников. — Тогда все кинулись на трамплины, даже толком не освоив лыжи. В 1987–м одна спортсменка из СССР сломала позвоночник. Сейчас ходит, но... плохо. Был случай с могулистом: готовясь на батуте к Олимпиаде в 1991–м, он упал на голову и сломал шею — парализовало частично...» С годами ситуация если и изменилась, то незначительно. Акробатический фристайл по–прежнему остается самым опасным с точки зрения травмы видом спорта, и даже признанные мастера не застрахованы от больничной койки. Впрочем, когда на кону стоят олимпийская медаль и прилагающиеся к ней денежные бонусы, об этом мало кто задумывается...

Первой олимпийской чемпионкой по лыжной акробатике стала Лина Черязова из Узбекистана — в Лиллехаммере она была на голову лучше соперниц. «Ей достаточно просто приземлиться на ноги, чтобы победить», — восхищались специалисты. В тот момент мало кто задумывался над тем, чего ей стоили эти приземления... «Фристайл такой вид спорта, в котором каждый прыжок может стать последним. Лине — 25, одно колено прооперировано, другое, можно считать, в клочья разорвано...» — эти слова обронил тренер чемпионки Дмитрий Кавунов после триумфального выступления своей подопечной. Еще более серьезную травму Черязова получила перед Олимпиадой в Нагано. Тогда, на одном из сборов, прыгая на воду, на скорости около 60 километров в час Лина ударилась затылком о трамплин. Врачи настоятельно рекомендовали чудом выжившей спортсменке не искушать судьбу, однако в итоговом протоколе японской Олимпиады фамилия Черязовой значилась на 12–м месте...

В том же 1998 году на Олимпиаде в Нагано австралийка Джеки Купер получила травму колена, неудачно приземлившись в квалификационном раунде, и не смогла подняться выше 23–го места. Медики поставили спортсменку на ноги, и в Солт–Лейк–Сити она вновь оказалась в числе главных претенденток на «золото». Увы, вступить в борьбу за награды спортсменка так и не смогла: разрыв крестообразной связки во время тренировки вернул 29–летнюю Купер на больничную койку... В Турине Джеки, которой врачи буквально «сшили» новые колени, вновь вышла на трамплин, чтобы доказать всем, что женщины — отнюдь не слабый пол. Накануне, кстати, она была первой в квалификации.

Эта история не уникальна: среди лидеров современного фристайла нет ни одного человека, кто смог бы назвать себя здоровым. Накануне нынешней Олимпиады 22–летняя россиянка Анна Белых, выполняя прыжок, приземлилась на ребро стопы, буквально разорвав коленный сустав. Чемпионка Солт–Лейк–Сити Алиса Кэмплин блистала и на трамплине в итальянском Соз д’Уле, однако еще пару лет назад, чтобы поставить спортсменку на лыжи, врачам пришлось вшить ей донорские крестообразные связки. Аналогичную операцию перенесла и Иеродьякону, однако в ее случае жизнь распорядилась по–другому. «Нет ничего хуже — выходить на старт и думать о том, что внизу надо на ноги приземляться, — говорят фристайлисты. — У каждого своя судьба — будь что будет...»
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter