Несвижский дворцово-парковый ансамбль не справляется с потоком туристов

Желающих прикоснуться к историко-культурному наследию Беларуси XVI—XIX веков настолько много, что специалисты не исключают опаности для экспонатов.

Новость о том, что в музее-заповеднике “Несвиж” может быть ограничено посещение, вызвала недоумение среди тех, кто давно планировал ознакомиться с открытым после реставрации дворцом Радзивиллов, но, судя по всему, не попадет туда еще долгое время. Во всяком случае, пока не спадет ажиотажный интерес иностранных туристов. Желающих прикоснуться к историко-культурному наследию Беларуси XVI—XIX веков настолько много, что специалисты не исключают опаности для экспонатов.

Об этом заявил директор национального историко-культурного музея-заповедника “Несвиж” Сергей Климов. По его словам, только за неполных девять месяцев этого года Несвижский замок посетили 290 тысяч туристов. Притом, что за год планировалось принять всего 300 тысяч посетителей. Однако к осени поток туристов увеличился. Ожидается, что к концу года музей-заповедник “Несвиж” примет 400 тысяч человек. Это, считает Климов, много.

Для развития туризма в стране делается немало, и предложения ограничить число посетителей в Несвижском дворцово-парковом ансамбле выглядят довольно парадоксально. Ведь посетить уникальный историко-культурный объект начали приглашать еще во время его реставрации. А теперь, оказывается, дверь Радзивилловского замка открыта, но не для всех. Предложено постоять в очереди. А уж потом, если повезет, быть допущенным к посещению уникального дворца.

— Если желающих посетить музей-заповедник “Несвиж” много, то, чтобы справиться с их большим потоком, нужно не перекрывать вход желающим, а наоборот, расширить дорогу, — считает руководитель пресс-центра Министерства спорта и туризма Беларуси Владимир Нестерович. — Чтобы избежать скопления людей в одном месте, можно разводить туристов по разным маршрутам. Ведь кроме дворца в Несвиже есть парк и интересные памятники архитектуры. Другое дело, что вблизи музея-заповедника инфраструктура не на высшем уровне.

Однако, как пояснил заместитель председателя Несвижского райисполкома Александр Мойсеня, проблема заключается в том, что большинство туроператоров организуют экскурсии в Несвижский дворцово-парковый ансамбль “на авось”.

— Если бы группы туристов, желающих посетить дворец, заранее сообщали о своем приезде, то экскурсии можно было бы как-то упорядочить, решить вопросы с размещением, питанием, — говорит Александр Иванович. —Парковок, кафе и ресторанов в Несвиже достаточно. Летом следующего года появится гостиница класса “четыре звезды”. Но проблема в том, что пик наплыва туристов приходится на выходные. График экскурсий расписан на три месяца вперед. Одновременно идут экскурсии сразу для трех групп. В скором времени облегчить работу экскурсоводам помогут аудиогиды.

Впрочем, пока электронные помощники в Радзивилловском дворце еще только внедряются, привлекать к работе экскурсоводом можно было бы, к примеру, тех специалистов, что приезжают вместе с группами. Сегодня в музее-заповеднике “Несвиж” экскурсии проводят только штатные сотрудники и, естественно, не справляются с большим потоком туристов. Кстати, определенные ограничения посетителей — обычное явление и в Колизее в Риме, и в парижском Лувре, и в Британском музее в Лондоне, и в нью-йоркском музее искусств Метрополитен.

Но в этих городах с богатым туристическим опытом умеют “разруливать” ситуацию, не особо ущемляя интересы людей, желающих увидеть достопримечательности (и, что немаловажно, оставить свои деньги). Мы же этому только начинаем учиться.

— Каждый памятник архитектуры рассчитан на определенные нагрузки. Затраты на обновление того, что было изношено во время многочисленных экскурсий, могут быть не адекватны тому, что было на них заработано, — отмечает начальник управления по охране историко-культурного наследия и реставрации Министерства культуры Беларуси Игорь Чернявский.

Казалось бы, какие в музее нагрузки? Мало кто из посетителей догадывается о том, что от большого скопления людей в экспозиционных залах меняется климат. Чем чаще экспонаты подвергаются температурному “стрессу”, тем выше угроза их порчи. Принимая это во внимание, сложно не согласиться с мнением одного из работников Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге (в нем тоже, кстати, действуют ограничения на посещения), что люди сами “не должны допустить истоптать музей, а потом закрыть его”. А что по этому поводу думаете вы, уважаемые читатели “НГ”?

e-mail: mara@ng.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter