Несвиж между прошлым и будущим

Удалив штукатурку, плиту с надписью на латыни “Здесь мертвые живут и немые говорят” обнаружили реставраторы дворца князей Радзивиллов Известно, что перед входом в каждый наиболее значимый зал члены влиятельнейшего рода — создатели архитектурного ансамбля, дошедшего до наших дней — помещали плиту с изречением из Библии, наиболее полно характеризующее предназначение помещения. Обнаруженная плита, предполагают ученые, встречала посетителей богатейшей библиотеки и семейного архива князей, напоминая: духовность, культура предков должны сохраняться, приумножаться и бережно передаваться из поколения в поколение. Плита заняла почетное место в выставочном зале музея-заповедника “Несвиж”, где сегодня действует экспозиция “Археология несвижской земли”.

— На территории нашего города найдено и зарегистрировано около 6 тысяч всевозможных предметов старины, в той или иной степени проливающих свет на историю древнего Несвижа, — поясняет экскурсовод Татьяна Кудрук. — Особенно усилился поток экспонатов с началом реставрации дворца Радзивиллов, когда приступили к земляным работам. Это позволило нам оформить ряд любопытнейших экспозиций. Неизменный интерес у наших посетителей вызывают ядра, металлические и каменные, пули, фрагменты доспехов, всевозможного оружия ХVI—ХVIII столетий. Что неудивительно: обитателям замка не только приходилось отражать нападки неприятеля, они имели богатую коллекцию оружия, размещавшегося в рыцарском, охотничьем залах. Сохранились шведские, русские монеты того времени, осколки княжеской посуды. К нам часто приезжают экскурсии из разных школ, ибо выставка рассказывает о прошлом не только земли несвижской, но и всей Беларуси. Есть, к примеру, экспонаты, пришедшие к нам из VII—VIII столетий до нашей эры. Ребята смотрят на них во все глаза. Удивляются. Мало кто из них может поверить, что, к примеру, когда-то Слуцкая брама была почти на рост человека выше...
Нет, никто не убирал кирпичные венцы из знаменитых ворот, в которые когда-то въезжали в древний Несвиж гости со стороны не менее древнего Слуцка. В 1970 году брама перестраивалась, приобретая черты, характерные для барокко. Но никто ее не наращивал и не убавлял — арка проезда уменьшилась почти на два метра только из-за всевозможных подсыпок грунта, разрушений, зарастания соседних оборонительных валов.
Были еще и Виленская, Клецкая брамы, которые не только вместе со стенами входили в систему укреплений оборонного значения, но и регулировали потоки купцов и покупателей на знаменитые ярмарки, продолжавшиеся и одну, и две недели, пополняя городскую казну за счет сборов с гостей при въезде. Сохранилась только Слуцкая, возведенная в конце ХVI столетия и имевшая композицию крепостного характера. Картина “приседания” ворот с толстенными стенами стала более выразительной, когда после тщательных изыскательских работ началась реставрация Слуцкой брамы, одного из оригинальных несвижских памятников архитектуры.
— Конечно, тонкость и скрупулезность в работе, как при реставрации дворца, для
въездных городских ворот не нужны, но восстановление ее первоначального вида с использованием стройматериалов той поры потребует немало сил и средств, — рассказывает директор Национального историко-культурного заповедника “Несвиж” Валерий Столярчук. — Когда сняли штукатурку, то обнаружили, что во многих местах и на довольно солидной глубине кирпичная кладка пришла в негодность, требует замены. Мастера восстановят потерянные фрагменты, фасад ворот “оденется”, как и было раньше, в песчаник, для чего в УП “Минскреставрация” тщательно обрабатывается этот материал. Будет благоустроена территория. С началом морозов строительные и реставрационные работы на браме приостановлены, но в будущем году уже можно будет любоваться первозданным видом памятника, созданного нашими древними мастерами.
— Говорят, некоторые фрагменты и дворца Радзивиллов придется отстраивать чуть ли не заново?
— Стихия, войны, которые проносились над дворцово-замковым ансамблем, заложенным Радзивиллом Сироткой еще в далеком 1583 году, не могли не вызвать негативных, порой непоправимых последствий, — говорит Валерий Антонович. — Потому некоторые из них требуют не только реставрации, но и восстановления. В частности, в аварийном состоянии восточная галерея замка. Ее придется восстанавливать чуть ли не с нуля. Что сделать, чтобы по сути новое строение соответствовало своему древнему облику — над этим уже сегодня думают строители, реставраторы, научные работники. Но, несомненно, будет сделано все на совесть.
Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть, как после реставрации восхищает первозданной красотой городская ратуша, построенная в конце ХVI — начале ХVII столетия. Часть помещений древнейшего из сохранившихся в Беларуси ратушных зданий музеефицированы и рассказывают посетителям о разных этапах жизни нашего народа. Вторую жизнь получили заезжий дом, бывшая казарма.
Уже сверкают новизной фрагменты дворца, пережившие многие бури истории. Первый пусковой комплекс должен принять экскурсантов в будущем году, потому сегодня напряженные работы идут на самых разных его участках.
Одновременно широким фронтом идут работы и на первом этапе второго пускового комплекса.
К середине октября на реконструкции Несвижского дворцово-замкового ансамбля освоено 7 990 миллионов, до конца года будет выполнено работ еще на миллиард рублей. Но не сорвется ли напряженный график работ? Такой гарантии дать не может никто. Нет, средств для приведения в порядок одной из главных достопримечательностей страны ее руководство не жалеет. Инвестиционной программой для ведения реставрационно-восстановительных работ на нынешний год было выделено целых 24 миллиарда рублей, но так как имеющаяся проектно-сметная документация и производственные мощности не позволяли освоить такие громадные деньги, сумма была урезана на 7 миллиардов.
Сегодня проблема в первую очередь в рабочей силе. Ежедневно на объекте трудится 120—140 человек, хотя требуется вдвое больше. Победивший в конкурсных торгах, выступающий с начала года в качестве генподрядчика ОАО “Строительный трест № 25” г.Барановичи, безусловно, мог бы сделать значительно больше для восстановления памятника мировой архитектуры. А пока его СУ-145, к примеру, полностью заваливает выполнение годового задания по восстановлению дворца. Да, где-то его работников ждут более злободневные задачи и проблемы — то же строительство домов для сельчан. Может быть, есть смысл подобные строительные коллективы освободить от повседневных задач и направить их усилия непосредственно на реконструкцию памятника? Который построили наши предки для себя, нас и будущих поколений. Завещая, чтобы в нем мертвые жили и немые говорили...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter