Несвиж диктует моду

с Виктором Корбутом по стране и миру

Около 40 тысяч человек побывали в Несвижском замке с момента его официального открытия — с 21 июля. Для сравнения: с начала года — 190 тысяч человек. А остановиться негде. Мне довелось ночевать в офисе Национального историко–культурного музея–заповедника. Расчет на то, что заезжего корреспондента радушно примут в замковом отеле, не оправдался. Места заняты. Бронировать надо за неделю.


Это, конечно, хорошо, что в культурной столице спрос на места в гостинице превышает предложение. С другой стороны, если вдуматься, перегруженность замковой гостиницы, оборудованной на 40 мест, — вполне предсказуемое явление. Понятно, что, наслушавшись легенд о Черной Панне, многие хотят с ней встретиться под старинными сводами в тусклом свете луны...


Несвиж мы знаем больше по замку и костелу Божьего Тела. В городе есть еще немало интересных строений, очень древних, безумно интересных, запечатленных еще на гравюре Томаша Маковского начала XVII века. Представляете?! Например, бернардинский монастырь. Величественный корпус обители пустует. Окна забиты досками. Говорят, у здания есть собственник, обещавший вложить в реставрацию и приспособление под гостиницу солидную сумму денег. Но воз и ныне там. А места романтичнее и удобнее (5 минут ходьбы от костела и от Ратуши по прямой) не найти.


Директор музея–заповедника Сергей Климов — не только ученый с научной степенью, но и хороший хозяйственник. Говорит, что намерен пустующие здания брать на «свой» баланс — и развивать туристическую инфраструктуру. То, что это не пустые слова, подтверждают цифры: с января по август на билетах, сувенирах и сдаче помещений в аренду заповедник заработал более 4 миллиардов рублей. Хорошие деньги. И тратятся с умом: закупаются новые экспонаты, повышаются зарплаты сотрудникам, нанимаются новые служащие.


Без хороших экономических показателей не будет развития Несвижа как культурной столицы, как места, внесенного в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Звучные титулы так и останутся красивыми словами.


Сегодня Несвиж — один из немногих городов, где чувствуется туристический дух на улице. Идут люди в замок, к Ратуше, в костел — поодиночке, парочками, семьями, группами, приехавшими на автобусах не только из Минска, но, судя по иностранной речи, и из ближнего и дальнего зарубежья. Когда Наталия Жерко, замдиректора заповедника, водила меня по помещениям замка, в которые еще не приглашают туристов, один дедушка протиснулся в дверь Театрального зала и решительно заявил: «Пустите! Я сюда из Владивостока приехал — на свою родину». Наталия Петровна, конечно, гостю не смогла отказать.


По протекции Жерко и меня покормили в замковом ресторане «Страўня». Но для остальных он был закрыт: табличка «спецобслуживание» огорчала многих посетителей радзивилловской резиденции. А это — сигнал не только для руководства заповедника, но и для городских начальников, предпринимателей. Достопримечательности восстановлены. Пора наладить наконец–то инфраструктуру. С ней всюду туго. Но Несвиж — визитная карточка страны. Все лучшее должно идти не сюда, а отсюда. Так, как это было более 400 лет назад, когда город являлся образцом стиля во всем.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter