Несущие крест

«Ты помнишь, как все начиналось…» Военно-патриотический клуб «Русские Витязи» был создан в феврале 1996 года в Ставрополе под председательством Михаила Ратничкина. Главную задачу основатели определили коротко: «Вырвать хотя бы несколько десятков подростков, лишенных родительской заботы, из лап алко- и наркозависимых гоп-компаний и подготовить ребят к службе в элитных частях армии и флота – надежной ступеньки для вхождения затем в полноценную гражданскую жизнь». Чего греха таить: у иных чиновников сразу же возникли опасливые вопросы. «Витязи? Да еще и «русские», а не политкорректно – «российские»? Уж не попахивает ли здесь экстремизмом и оскорблением всевозможных чувств?..»

Политкорректным дядям твердо и спокойно объяснили, что называться русскими на русской земле не зазорно, а за толкованием слова «витязи» отправили к Владимиру Далю. Что же касается «экстремизмофобии», то еще раз ткнули носом в устав клуба, где все цели и задачи прописаны конкретно и четко, понятно даже для «особо одаренных». А к бою за Отечество «Витязи» себя действительно готовят. Может, кто-то скажет, что не с кем?
Начинали «Витязи» заниматься в одном из спортзалов Ставрополя, а на полевые занятия выезжали в раскуроченный аэроклуб бывшего ДОСААФа, начальник которого Игорь Балакирев передал «Русским Витязям» в безвозмездную аренду и полуразрушенную казарму, и прилегавшую к ней захламленную территорию. Ребята взялись за дело с огоньком: казарму своими руками отремонтировали, привели территорию в божеский вид, да еще таких спортивно-тренировочных объектов на ней понастроили, что частыми гостями здесь стали и ОМОН, и МЧС, и армейский спецназ!
Казалось бы, живи – не тужи. Да не тут-то было! Беда в том, что облагороженная, да еще вкупе с новенькими комплексными постройками, земля в наше время волшебным образом обретает вполне осязаемую стоимость. Договор аренды вдруг проснувшееся краевое РОСТО объявило «составленным не как положено» и в одностороннем порядке его расторгло, пригрозив судами и штрафами, коль скоро подростки не пожелают съезжать с «захваченной» территории добровольно. Нудно и противно описывать все перипетии тяжбы, затеянной дяденьками, в чьи прямые служебные обязанности входит готовить мальчишек к армии, против этих же самых мальчишек. В общем, оказались «Витязи» во чистом поле.
Есть верстах в сорока от Ставрополя большая станица Сенгилеевская. Обнаружилось там полуразрушенное здание бывшей швейной фабрики – такое, что без слез не взглянешь.
– Попросили у нас сперва за него пятьдесят тысяч, – вспоминает начальник военно-спортивной базы клуба Николай Жмайло. – Полы разворочены, везде плесень, через крышу звезды считать можно. А тут еще выяснилось, что есть у нас конкуренты – какие-то кавказцы предлагают четыреста пятьдесят, хотят коптильню устроить, другие – под мебельный цех приспособить. Но, слава Богу, не деньги еще все определяют – заела, видать, местные власти бесцеремонная нахрапистость чужаков. Словом, ударили мы по рукам на… десяти тысячах.
И первым, что появилось перед полуразрушенным цехом, был вкопанный в землю Православный Крест, возвещающий, что здесь, в станице Сенгилеевской, встали воины Христовы. Отныне и во веки веков!..
Не в силе Бог, но в Правде!..
Слава о лагере, где учат супербою, искусству выживания в любых условиях, быстро разнеслась окрест. Что и говорить, по первости народец потянулся разный, в том числе и те, кто мечтал по-быстрому научиться ломать челюсти всем подряд и ничем, кроме собственной крутости, не озадачиваться.
Ребятам терпеливо объясняли главную истину, почитаемую русскими ратниками со времен святого князя Александра: «Не в силе Бог, но в Правде. На том стояла и стоять будет Русская Земля!» А Правда – это и труд за други своя, и твердая осмысленность единожды сделанного выбора, и готовность в тяжелую минуту протянуть руку помощи.
Давний друг и частый гость «Витязей», легендарный основатель русского стиля единоборств и известной на всю Россию школы выживания Алексей Алексеевич Кадочников, посоветовал Николаю Жмайло еще при первой встрече в девяносто седьмом: «Прежде чем учить боевым искусствам, предложите всем вместе крепко поработать по обустройству собственного быта. Шваль быстро отсеется, сами увидите».
Как в воду глядел Алексей Алексеевич! Очень скоро всевозможные «рэмбы» и «терминаторы» стали отщелкиваться, словно гнилые орехи.
Что и говорить, с наставниками и старшими товарищами ребятам повезло: сам Николай, например, бывший воин-«афганец», остальные – тоже бывшие «афганцы», «чеченцы», офицеры спецназа ГРУ.
Глаза боятся, а руки делают: вскоре развалины бывшей швейной фабрики преобразились. Теперь любо-дорого взглянуть. Внутри – тепло, уютно, чистота и порядок. Результат дела, а не трепа. Все, как и подобает по девизу «Русских Витязей»: «Лучше быть, чем казаться».
Утро начинается с молебна. Затем – часовая зарядка при любой погоде, да такая, что потом хоть сто потов выжимай. Теперь можно и позавтракать. Хлеб, между прочим, «Витязи» сами пекут, тоже своя философия: в поле булочных нет. Далее – у кого боевая подготовка, а кто – заступает в наряды по хозяйству.
Хозяйство здесь изрядное. Например, свои козы, индюки, куры, опять же где что приколотить-подстрогать-покрасить. Имеется парашютный городок, штурмовая полоса и даже собственный автодром, по которому, отчаянно тарахтя моторами, носятся два латаных-перелатаных петушиной раскраски «Запорожца». Все, повторюсь, восстановлено из дров и металлолома своими руками.
А еще в доме «Русских Витязей» есть просторная комната, где всегда тихо и торжественно, как и подобает быть в пантеоне воинской славы. Это музей. Музей чудес Божьего промысла и силы воинского духа.
…Когда ваххабиты в Чечне, в станице Асиновской, сожгли православный храм, казалось, что внутри закопченных стен не суждено уцелеть ничему. Но вот оно, чудо, найденное «Витязями» в испепеленной церкви: на полочке стоит икона. Обуглившийся оклад, расплавившиеся в пламени стеклянные цветочки. Но лик Богородицы не тронут огнем совершенно! Все те же ясные, печально-укоризненные глаза. «Прости им, Господи, не ведают, что творят». Куски искореженного железа, пулеметные ленты, шлем вертолетчика, каски, фотографии – все это оттуда, из Чечни, из совсем недальних от здешних мест странствий.
А вот еще один портрет. Статный, красивый русский парень. Гвардии младший сержант Владислав Духин. Влад. Владька… Герой России, которому «Витязи» высоко-высоко, под самые облака, понесли свой Крест.
«Лишь рядом быть перестает...»
Жил в Ставрополе мальчишка Владька. Обычный мальчишка, каких тысячи. Бесстрастный затвор фотоаппарата отщелкивал вихрастые жизненные вехи. Вот Владик совсем малыш рядом со старшим братом Женей. Вот улыбается с указкой возле школьной географической карты. А вот уже коротко стриженный в десантном камуфляже.
Служить Владислав Духин попал в 76-ю гвардейскую воздушно-десантную дивизию. В ту самую шестую роту, ушедшую в бессмертие в ночь на 1 марта 2000 года.
В наградном листе есть графа, которая называется сухо и казенно – «краткое описание подвига».
«29 февраля гвардии младший сержант Духин в составе 6-й роты занимал оборону на одной из высот Аргунского ущелья. Утром 1 марта позиции десантников были в очередной раз атакованы большой группой боевиков. Среди десантников появились убитые и раненые. Получил ранение и Владислав. Но, несмотря на это, он выносил раненых сослуживцев в безопасное место. Во время выноса очередного раненого младший сержант увидел, что бандиты пытаются обойти позиции десантников с трех сторон. Зная, что рота ведет тяжелый бой и помощи ждать неоткуда, Духин сам принялся сдерживать боевиков, ведя прицельный огонь из автомата. Закончились боеприпасы, у Духина осталась последняя граната. Боевики продолжали наседать. Выдернув чеку, младший сержант сжал гранату. Как только враги приблизились, гвардии младший сержант Духин последним рывком бросился в их гущу. Владислав Духин погиб, уничтожив при этом взрывом гранаты десять боевиков».
За мужество и героизм гвардии младший сержант Духин Владислав Анатольевич удостоен звания Героя России (посмертно).
Русских солдат было восемьдесят четыре. Тех, обкуренных, до зубов вооруженных, усиленных арабскими наемниками, – больше двух тысяч. И они не прошли!
«И вскричали враги изумленные: «Может, русские – заговоренные?! Их мечом сразишь – а они живут! Их стрелой пронзишь – а они живут! Их сто раз убьешь – а они живут! Живут и с нами сражаются!..»
Остались горы, облака и долгое-долгое эхо…
Крест среди облаков
Есть на Кавказе в Карачаево-Черкесии поселок Маруха. В здешнем храме служит священник отец Александр (Емельянов). В Отечественную войну на марухских хребтах шли жестокие бои. Скольких бойцов навеки укрыл в себе марухский ледник – и не сосчитать! Наверное, не все они были верующими, но воинами – все. А гибель в бою за Отечество приравнивается к подвигу спасения. Но вот по православному обычаю с павшими воинами никто не прощался. Отец Александр исправил это шестьдесят лет спустя – установил в горах Поклонный Крест. А второй Крест батюшка поставил памяти ставропольского героя Владислава Духина. Влад принял свой последний бой не в Карачаево-Черкесии, но эти два Креста стали символом преемственности подвига солдат Великой Отечественной и солдат недавней, так официально и не названной войны…
Не пойти к тем горным хребтам «Русские Витязи» просто не могли, но когда Николай Жмайло привел своих мальчишек на поклон – Креста Владислава Духина они там не нашли. Легкий деревянный Крест кому-то, видимо, без труда удалось сбить. Всякой нечисти, что ненавидит нашу Веру и наших Героев, в тех местах бродит еще немало.
Тогда же, в горах, поклялись: Крест памяти Влада будет восстановлен! Да так, чтобы его уже было не свалить ни непогоде, ни двуногому зверю. Новый Крест вызвался сделать местный черкесский казак. Сработал на славу – литой, красивый. Такой не то что переломить, повредить-то серьезно сложно. Да и весом вышел Крест под триста килограммов.
Общий сбор назначили в Марухе. В приходе. Собралось тридцать три человека: отец Александр, «Русские Витязи», черкесские и ипатовские казаки. Начало пути, до подножия горы, предстояло проделать на тракторе с прицепом. Помолились, и батюшка сел за руль.
Когда спешились у подножия горы, стало ясно, что за день, конечно, не управиться. Дальнейший путь иначе как штурмом не назовешь. Приходилось форсировать горные речки, продираться через заросли, карабкаться по крутым склонам. Случалось, что тяжелый Крест не проходил между деревьями, и его разворачивали так, чтобы перекладины находились в вертикальном положении. К вечеру прошли не больше трети пути, а сил уже не осталось ни у кого. Это означало, что подниматься на заданную отметку 2960 придется еще как минимум двое суток. Четырнадцать человек дальше идти не решились, но «Витязей» среди них не было. Поутру двинулись в путь. Каждый метр давался ценой неимоверного напряжения. На одном из участков впереди возникла отвесная скала. Альпинистского снаряжения не было – использовали подручные материалы. Крест поднимали на тросе – без всякой техники, одними руками. Мальчишки шли с «полной выкладкой» – взрослые тащили Крест, дети-подростки – все необходимое снаряжение. Словом, парни на деле доказали, что они настоящие русские витязи. Без всяких там кавычек.
Мальчишки выбивались из сил со взрослыми наравне, конечно, не за награды. Например, четырнадцатилетние братья-близнецы Орловы уже сейчас знают, что станут офицерами, как их отец. Поэтому и занимаются в клубе «Русские Витязи и учатся в кадетском корпусе. Участвовать в вознесении Поклонного Креста Стас и Максим очень хотели. Крест – это символ Веры и памяти о тех, кто не вернулся. Значит, память и об их отце, который тоже погиб в Чечне.
Вершины горы достигли лишь на третьи сутки под вечер. Думали, что установят Крест быстро, но засветло не получилось. Почва упругая, порода – скальная. Пока долбили лунку, устанавливали, фиксировали камнями и красили Крест, прошло почти четыре часа. На гору уже спустился сумрак. Ее облепили клочья лохматого тумана, накрыв и Поклонный Крест сероватой моросящей кисеей. В туманной завеси ярко мигали огоньки свечей и негромко звучала поминальная молитва.
В базовый лагерь вернулись поздно ночью. Поутру, возвращаясь в Маруху, взглянули на гору издали. Туман рассеялся, но лишь одно облачко зацепилось белым лоскутком за перекладину Православного Креста.
P.S. Когда мы прощались, Николай Жмайло сказал: «Мы с любовью относимся к Беларуси и ее братскому народу. Это – святая земля, обильно политая кровью многих поколений наших предков. Я уверен, что в Беларуси у нас много единомышленников и друзей, к сожалению, еще не знакомых. А познакомиться и подружиться очень бы хотелось. Будем рады со всей душой принять на Терской казачьей земле наших новых друзей. Адрес для писем: 356205 Россия, Ставропольский край, Шпаковский район, с. Сенгилеевская, ул. Пионерская, 23-а, ВПК «Русские Витязи».

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter