Нести свой крест

Воскресенье, 18 сентября, 9 часов утра. «В городском саду играет духовой оркестр...»
Воскресенье, 18 сентября, 9 часов утра. «В городском саду играет духовой оркестр...» Мелодия разносится над главной площадью старинного полесского Турова ностальгически трогательно. В сквере, на небольшой площадке между высокими деревьями, действительно играет самый настоящий духовой оркестр. Утренняя прохлада бодрит, музыка натягивает струну ожидания где–то в глубине души, еще полупустая площадь переживает последние мгновения покоя перед большим праздничным всплеском. Туров отмечает свое 1025–летие и 1000–летие образования Туровской православной епархии.

Говорят, когда–то в Турове существовали четыре монастыря и 80 православных храмов. Больших и маленьких, домовых в жилищах зажиточных горожан. Но 80! Честно говоря, трудно представить такое сегодня: нынче во всей Туровской епархии 63 храма и 2 монастыря. Но вот известный исследователь туровских древностей, археолог, доктор исторических наук Петр Лысенко, по его выражению, «согласен к этому мнению присоединиться». А Петру Федоровичу не только можно, но и нужно верить: он в туровских делах — главный специалист.

Поразительных фактов, догадок, а порой и загадок в туровской истории хватает. Например, неизвестно, как выглядел в первозданном виде православный храм XII века — наверное, один из тех восьмидесяти, раскопка фундамента и остатков стен которого стала главной экспозицией только что открывшегося музея «Древний Туров». Петр Федорович говорит и о мало исследованных, носивших племенной характер княжествах дреговичей, населявших эти территории. В летописи тот период отражен весьма слабо, и археологам надо хорошо постараться, чтобы добыть новый материал. А еще Туровская епархия может оказаться даже старше, чем принято сегодня считать:

— Туровская земля принадлежала к числу наиболее развитых и важных во всей Восточной Европе княжеств, — рассказывает ученый. — Православие пришло сюда при князе Владимире Святославиче в 988 году. Но в летописи сказано, что в 992 году были установлены епископии для распространения христианства в Новгороде, Чернигове, Владимире–Волынском, Ростове–Суздальском и Белгороде. Затем к этой дате присоединили одновременно Полоцк и Туров. Однако Полоцку утвердили дату основания епархии 992 годом, а про Туровскую епархию почему–то забыли и отнесли к другому событию, которое связано с документом 1025 года об учреждении Туровской епископии. Однако в действительности такой документ неизвестен, поэтому крупнейшие историки православной церкви и современной исторической науки считают его малодостоверным и признают датой учреждения епископии в Полоцке, Турове и Тмутаракани 992 год. О значении Туровской епархии говорит и тот факт, что Кирилла Туровского называли «златоуст паче всех нам воссиявший на Руси». Его примерно 68 оригинальных, самостоятельных произведений, которые дают право считать автора основателем белорусской письменности, известны и в основополагающих сборниках православных произведений.

При торжественном открытии памятного знака в честь тысячелетия древней епархии, выполненного в виде каменного креста, подобного когда–то явленным в этих местах чудесным образом, митрополит Филарет сказал: «Ликует древний Туров, ликует, потому что его насельники свято помнят и чтят корни свои. Свято почитают труды великого мужа Туровской земли святителя Кирилла Туровского. Воздвигнутый знак — знак уважения, доброй памяти и готовности возродить все святыни этого места».

«Символом веры и процветания» назвал памятный знак и человек светский — председатель Житковичского районного исполнительного комитета Петр Савицкий. И хоть его первая забота — хлеб насущный, Петр Николаевич уверен: без пищи духовной и материального расцвета не дождаться. Безусловно, открытие памятников истории, религии и культуры дает реальную возможность привлечь на Полесье, в Туров, значительный поток гостей, что сулит дополнительную прибыль, работу и благополучие местного населения. Но на праздновании недаром прозвучала притча Кирилла Туровского о слепце и хромце, символизирующих душу и тело человека. Если их разъединить, они так и останутся слепцом и хромцом.

В день празднования юбилея в Турове собрались все главные иерархи БПЦ. Было видно, это событие буквально потрясло маленький скромный городок. Божественная литургия на Замковой горе собрала огромное количество народа. Настоятель минского Всехсвятского прихода, тезки туровского, протоиерей Федор Повный здесь не впервые, но было заметно, что картина впечатлила и его:

— То, что люди пришли на эту гору, то, что здесь за долгие годы впервые совершается Божественная литургия, продиктовано нашей генетической памятью. Оглядываясь и взрыхляя свое прошлое, которое было очень богато этим своим наполнением, мы на интуитивном уровне чувствуем потребность в духовном возрождении. Тем самым как бы делаем задел на будущее — кто знает, может, на новое тысячелетие.

Когда открылись стены древнего храма, от специалистов слышалось: кирпич, кладка, памятник... Но прежде всего — это храм. И когда мы теряем основу — духовность исторической памяти, тогда приходим просто к материальному памятнику, и вот в этом опасность. Мне думается, если ученые мужи по–своему о том рассуждают, то народ как раз своим глубинным чутьем очень точно реагирует на такие важные моменты прошлого.

Дай Бог, чтобы хоть один храм возродился на этой горе. Все зависит от нас, от нашего отношения к миру, прежде всего духовному. Экономика — замечательно, политика — важно, но все должно одухотворяться. Людям надоедает грязь, они стремятся вырваться из нее. Как того желал святитель Кирилл Туровский. Незримо он с нами, ведь мир духовный не абстракция, а, к счастью, реалия.


Символ искупительной жертвы

Бывший учитель математики Михаил Прохорович Новиков живет в Молодечно. Выйдя на пенсию, в 68 лет он организовал фирму по строительству и восстановлению храмов. Сегодня на счету Михаила Прохоровича 56 крестов, воздвигнутых на куполах православных церквей и католических костелов. Подвижнику духовного возрождения недавно исполнилось 84 года, и он отошел от активной деятельности. Свой последний крест Михаил Прохорович ставил в Олехновичах на церкви Иоанна Предтечи. Кстати, там он поставил целых 7 крестов. Самый большой на православном храме — в Заславле: 700 килограммов весом и высотой 5,5 метра. А вот в костеле в Радошковичах — аж 6 метров в высоту.

— Изготавливались кресты из стали и на 3 миллиметра покрывались нитротитановым покрытием, внешне похожим на сусальное золото, — рассказывает Михаил Прохорович. — За таким покрытием приходилось ездить в город Златоуст Челябинской области.

А свой первый заказ я получил от друга — председателя колхоза Героя Социалистического Труда Владимира Михайловича Калачика: восстановить церковь в деревне Беница Молодечненского района. Там 300 лет назад построили костел, в нем еще Михал Клеофас Огиньский крестил своих детей. Позже храм переоборудовали под православную церковь. Ну, при атеистической власти вовсе практически разрушили. А ведь там редкостная акустика. Митрополит Филарет несколько раз пробовал звучание своего голоса — остался очень доволен.

Раньше православные кресты отливали из чугуна, и были они восьмиконечными, с маленькой перекладиной сверху — как на кресте, на котором распяли Иисуса: на этой перекладинке Пилат прикрепил табличку с именем Христа. Потом шла большая перекладина и чуть ниже — косая. Кроме того, в старину снизу устанавливался шар и полумесяц рожками вверх. Шар обозначал земной шар, а полумесяц символизировал победу над мусульманскими войсками.

27 сентября православные верующие празднуют Воздвижение Креста Господня — в память обретения Креста, на котором распяли сына Божия. Его отыскала в 326 году мать римского императора Константина царица Елена. Огромное количество народа желало увидеть святыню, что оказалось для многих затруднительным. Тогда иерусалимский патриарх Макарий поднялся на возвышенное место и поднимал, «воздвигал», Крест над головами молящихся. От этого и произошло название праздника — Воздвижение.

Часть креста царица Елена отправила в Константинополь, а основную его составляющую поместили в главной церкви Иерусалима: над пещерой Гроба Господня император Константин повелел воздвигнуть величественный храм Воскресения Христова. Датой праздника Воздвижения стал следующий день за днем освящения храма Воскресения в 335 году.

Для христиан крест — символ искупительной жертвы Иисуса Христа. Отмечая этот праздник, они словно принимают обет смиренно нести собственный жизненный крест. Поскольку крест символизирует страдание, в праздник Воздвижения соблюдается пост. Во время богослужения крест устанавливают на престоле и затем выносят на середину храма для поклонения.

Один из православных святых говорил: «Крест воздвигается, и все верные стекаются, Крест воздвигается, и град торжествует, и народы совершают празднество».


В пути

Интересная параллель. Царица Елена ознаменовала места, связанные с земной жизнью Спасителя, основанием тоже более чем 80 храмов: в Вифлееме — месте Рождества Христова, на горе Елеонской, откуда Господь вознесся на небо, в Гефсимании, где Спаситель молился. Крестный путь долог и в чем–то схож. Замечательный священник, настоятель Всесвятской туровской церкви Сергий Храпицкий поведал такую притчу: «Житие нам повествует: когда душу преподобного Феодосия, основателя монашества, ангелы несли к чертогам Царствия Небесного, бесы пели ему: «Вот, Феодосий, похвали себя, какой ты подвижник, тебя Бог сподобил в рай попасть». А он в смирении своем говорит: «Я еще не достиг рая». Поэтому и нам на этой земле не надо говорить заранее, что мы уже чего–то достигли, обрели совершенство».

Совершенство древнего Турова, его жителей, да и всех нас, наверное, действительно пока впереди. Но, пожалуй, здесь как раз тот случай, когда путь важнее пункта назначения. Важно идти по нему. Со своим крестом.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter