Несовместимые соседи

Насколько уместно открывать центр социальной реабилитации ранее судимых по-соседству с детским садом?

Насколько уместно открывать центр социальной реабилитации ранее судимых по-соседству с детским садом?

Кто не знает сказку о бравом смельчаке колобке, который, уйдя от дедушки и бабушки, встретил на своем пути опасных недругов? Сколько поколений выросло на этой старой сказке, которая остается популярной и среди нынешних малышей. Только вот сегодня жизнь привносит в детский мир куда более жесткие реалии, на фоне которых история с колобком выглядит вполне безобидной утопией. Ведет мама за ручку ребенка в детский сад, а навстречу — отпетый рецидивист с наколками на всех открытых участках тела. И как маме объяснять своему любознательному “почемучке”, что есть в нашем обществе и такие, кто не привык трудиться, а стал разбойником, грабителем, вором, убийцей... А вот и дом, красивый такой, в котором проживают эти люди после того, как отсидели за решеткой свой срок... Тяжелый разговор получается. Да и непонятный какой-то. Совсем не по Маяковскому, где крохе папа внятно разъяснил, что такое хорошо и что такое плохо.

Каждый имеет право

В редакцию “Народнай газеты” пришло письмо. “Благодаря городским властям многое делается для благоустройства нашего города Витебска. Однако улица Гагарина превратилась в место средоточия уголовников. Для них создаются самые благоприятные условия. Год назад началась реконструкция старого корпуса детского сада № 39, где будет размещаться центр реабилитации для бывших заключенных, — пишут возмущенные родители детей названного детского учреждения. — Наш сад пользуется огромной популярностью у родителей. Здесь созданы условия для интеллектуального, творческого, духовного и физического развития малышей. Обучают раннему чтению по системе Зайцева, с детьми занимаются музыкальный педагог, психолог, дефектолог, есть бассейн и спортзал.
Однако мы, родители, серьезно опасаемся, что соседство с бывшими заключенными может пагубно повлиять как на развитие детей, так и на их безопасность. А о духовном и нравственном воспитании с таким соседством можно и не говорить.
Интересно, согласятся ли те, кто принял решение о размещении центра на территории сада, с таким соседством для собственных детей?”

Контрасты городской жизни

Улице Гагарина в Витебске не повезло с самого начала. Вот СИЗО с глухими белыми стенами, где в ожидании наказания в тесных камерах сидят сотни уголовников. Чуть дальше — воспитательная трудовая колония для несовершеннолетних. А в конце улицы весной открыли ЛТП для страдающих алкоголизмом, кстати, на базе бывшей средней школы. Не случайно этот район считается не самым лучшим местом для проживания. А тут еще и центр реабилитации ранее судимых, потерявших социальные связи, тех, кому некуда податься после выхода из колонии на свободу. Бесспорно, необходимость открытия учреждения подобного типа назрела давно. Но почему именно у стен детского дошкольного учреждения?
— Кому такое в голову могло прийти? — удивляется старшая медицинская сестра детского сада Надежда Журавская, проработавшая здесь 27 лет. — Мы даже и предположить не могли, что такое может быть...
Матери четырехлетней Риты и пятилетнего Саши Марина Ивашкина и Светлана Свердлова недоумевают:
— В корпусе, отчужденном центру, ранее размещались начальные классы. Дети учились в старом полуаварийном здании, на ремонт которого денег не находилось. Зато теперь для бывших заключенных делается евроремонт, устанавливаются стеклопакеты, кровля — металлопрофиль. Почему же для УВД деньги находятся, а для учреждений образования — нет?

Интеллигентный подход

Детский сад № 39 посещает 187 детей. Раньше сад был ведомственным, принадлежал известному в городе предприятию — ОАО “Керамика”. 20 лет назад по соседству со старым зданием построили новое типовое. Старый сад использовали для обучения первоклашек. Но в 2008-м первые классы перевели в школы.
— В здании решили начать ремонт, — говорит заведующая детским садом Полина Новикова. — Но средств на это не нашли. Потом к нам зачастили комиссии из горисполкома, стали говорить, что здание у нас забирают. Только не сразу мы узнали, для каких целей.
А потом, когда мы узнали о центре для бывших заключенных, нас “успокоили” — от территории садика центр отгородят высоким глухим забором.
Интересно: несмотря на то что ремонт ведется уже не первый месяц, а можно сказать прямо — затянулся, строительный объект так и не потрудились своевременно огородить.

Неопасно, только неприятно

Заместитель начальника управления профилактики УВД Витебского облисполкома Андрей Захаров говорит, что место для открытия центра подбирала не милиция, а городские власти.
— Еще в июне 2007 года облисполком принял решение о создании таких заведений в Витебске и Орше, — добавляет Андрей Захаров. — В Орше отремонтировали здание близ медвытрезвителя и уже открыли. В Витебске решили сделать центр показательный, но с реконструкцией затянули. Мы, конечно, заинтересованы в таком объекте для профилактики рецидивной преступности. Но до сих пор не решен вопрос о подведомственности этого центра. То ли отдадут его УВД, то ли комитету по труду и соцзащите. В Минске подобный центр на 90 человек открыт как дом ночного пребывания лиц без определенного места жительства. Его обслуживают 15 гражданских сотрудников и охрана общественного порядка. Под Борисовом такой центр открыли при церкви. Появление подобных объектов определено государственной программой, поэтому строят центр не из средств городской казны.
Витебский центр ресоциализации рассчитан на 20 человек. Но задерживаться в
нем надолго не разрешат. Месяц-два, пока человек не устроится на постоянную работу. Днем в нем ранее судимые
находиться не будут, только охрана.
— Конечно, такое соседство приятным не будет, но насчет безопасности беспокоиться не стоит, она только возрастет, — считает Андрей Захаров. — Все будет под контролем, а между садиком и центром — глухая стена.
Начальник отдела образования Октябрьского райисполкома Витебска Игорь Кирютенко с пониманием относится к проблемам, поднятым в письме в “Народную газету”. Но добавляет, что вопрос решался до его вступления в эту должность.
— Меня поставили перед фактом — подготовить документы о передаче здания в республиканскую собственность, — говорит Игорь Юрьевич.
Документы отданы. Вот акт разграничения земли. У детского сада было 1,1 гектара, отдали 0,2 гектара. Территория отдана без ущерба детворе. Заказчиком по реконструкции здания выступает КУП “Капитальное строительство г.Витебска”.
С точки зрения экономии, отдавая старое ненужное здание, отдел образования выигрывает — не нужно ломать голову, как его отремонтировать.
— На улице Гагарина на базе детсада № 73 будет работать центр развития ребенка. Во всех школах есть компьютерные классы, то есть дети вниманием со стороны государства не обделены, — рассуждает Игорь Кирютенко.
Но насколько все-таки разумно соседство столь разно-плановых учреждений? Примеры такого рода в Витебске уже есть: рядом с колонией для несовершеннолетних приютился детский сад. И все привыкли. Школьники ходят мимо колонии в школу. И на уровень детской преступности такое соседство не влияет. Наоборот, в отделе образования говорят, что ЧП чаще случаются в элитных учебных заведениях, где для детей создают тепличные условия. Да, наша жизнь полна контрастов. И все же городское устройство предполагает максимум комфорта для каждого, особенно если это касается детей и их безопасности. Думается, в большом городе всегда можно подобрать место для учреждения, где будет находиться спецконтингент, без ущерба для окружающих.
Кстати, на следующий день после посещения корреспондентом “НГ” строительного объекта на улице Гагарина, 88а появился временный забор, отгородивший стройку от детского сада, и паспорт объекта. В детском саду за это сказали “НГ” спасибо.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter