Литературные образы Толстого ожили в спектакле “Крейцерова соната”
в талантливом исполнении могилевских артистов
Звезды сошлись. Литературные образы ожили в метафизических и эзотерических исканиях литовского режиссера Саулюса Варнаса и в талантливой игре молодого, красивого, пока еще неизвестного актера Ивана Труса.
Главный режиссер театра Саулюс Варнас явился инсценировщиком, постановщиком спектакля и художником по свету. Он рассказал нам историю о вечных взаимоотношениях мужчины и женщины, где есть любовь или ее нет. Как и у большинства литовских режиссеров, у Варнаса все “не как в жизни”. Простое он превращает в драму, а драму — в трагедию. Режиссера интересует, как человек начинает осознавать себя человеком, исповедуется, мучает себя сомнениями.
Варнас придумал Позднышева, а Трус осуществил его как не в меру нервного, мрачноватого, шумного, импульсивного. И только когда рассказ достигает действительно важных, нешуточных заблуждений, актер переходит на естественную, чуть стишенную речь. У Ивана Труса футбольная юность. Он был вратарем в команде, что помогло выработать бесценные для сцены реакции. Ему не страшно сочетание трудных физических задач с нервным внутренним напряжением. Такое сейчас редко встречается в театре. Хотя, конечно, все не так просто и легко, как может показаться.
Яркий гротесковый актер Василий Галец начинает спектакль как клоун, как чародей, как дирижер будущей симфонии ля минор. Он, балаганный и трагический одновременно, заменил безликого и скучного попутчика в толстовской повести.
Существуют такие трогательные растерянные девичьи личики, как у Дюймовочки, которую выдали замуж за Крота. Надо же было найти такую актрису на роль Невесты. Ею оказалась Анжелика Барчан, которой и слов не нужно, чтобы передать чистоту, невинность, увлеченность красавцем Позднышевым, веру в будущее счастье. Отсутствие актерской опытности компенсируется органичностью поведения.
Молодой актер Азиз Азимов в образе якобы любовника жены, придуманного больной фантазией Позднышева, демонстрирует самолюбование героя, его уверенность в своей неотразимости и даже незаинтересованность женскими чарами Лизы. Да и сама Лиза в исполнении Галины Лобанок — существо положительное, терпеливое, улыбчивое. Тем страшнее выглядит смысловая ошибка — сначала нелепое подозрение, потом убийство. Лобанок совмещает в образе Лизы лирику, иронию, легкость сценического дыхания и печаль как предчувствие...
Заметила, во многом с помощью фестиваля “М@rt-контакт”, который продолжается в Могилеве до воскресенья, сложную литовскую режиссуру любит молодежь. Наверное, недаром у многих литовцев и у Варнаса в частности на сцене много отражающих плоскостей — перегородок, зеркал, бликующих предметов. Они словно говорят зрителю: вглядись в свое отражение. Молоды, и нежны, и наивны, и жестоки, и циничны, и способны на саморазрушение. Со временем это пройдет. Не дай Бог станут спокойными зрителями, ждущими комедию. Пока же нет успокоенности.
Страшновато было увидеть нудный моноспектакль о том, как ревнивый муж убил невинную жену. Получилось совсем другое — неординарное яркое зрелище.