Почему покупают заброшенные дома

Несносные условия

Сегодняшние развалины могут стать виллами
Деревня Демьяновцы в Дятловском районе была когда-то центром колхоза, здесь кипела жизнь. Но после укрупнения хозяйств ей не выпала доля стать агрогородком: вначале закрылась ферма, затем комбинат бытового обслуживания, школа, библиотека. Постепенно в этой деревушке остались почти одни старики. До райцентра 30 километров, а до Гродно все 120. Вслед за хозяевами умирали и дома. И быть бы ей в числе заброшенных, если бы не само место: рядом Неман, озеро, леса, одним словом — благодать! Вначале одна городская семья решила привести в порядок осиротелое родовое гнездо, затем другая. А потом все пустующие дома раскупили гродненцы, минчане, даже москвичи. И деревня вновь ожила. Но ее удивительная судьба скорее исключение из правил.




К проблеме сноса пустующих и ветхих домов в сельской местности вплотную подошли еще в 2006 году, тогда появился соответствующий указ Президента — таких домов по стране насчитывалось 145 тысяч. Решить вопрос с этим наследием должны были сельсоветы. Процесс сперва шел хорошо, а потом начался спад, отчасти по причине того, что сама процедура сноса такого жилья оказалась сложной, да и недешевой. Коррективы внесли в законодательство в 2012 году. К тому времени наметилось и встречное движение — горожане стали активнее покупать земельные участки даже с неказистыми постройками. Но бесхозных все равно оставалось много.

Скидель сегодня считается городом — спутником Гродно. Так что земля и недвижимость здесь сейчас в цене. Председатель местного сельисполкома Александр Лозовик вводит в курс дела:

— Самая отдаленная деревушка нашего сельсовета находится в 50 километрах от Гродно. Конечно, сейчас спрос на дома в окрестностях Скиделя растет. Но не такими темпами, как нам хотелось бы. Каждый год мы сносим примерно пять таких строений по сельсовету. Но для того чтобы очистить участок и выставить его для продажи на аукцион или отдать под застройку нуждающимся в жилье, следует пройти довольно длительную процедуру. На мой взгляд, оправданно решать эти вопросы через суд, если есть наследники, которые годами здесь не появляются. А если таких нет, почему бы не дать сельисполкомам больше полномочий?

Как аргумент такой позиции Александр Лозовик рассказывает о мытарствах вокруг одного такого позабытого-позаброшенного “гнездышка”. Хозяин его давно умер, наследников нет. Да и пожары тут не раз бывали. Но, чтобы с этим пепелищем что-то сделать, понадобилось ходить по инстанциям почти девять месяцев.

Сносить то, что никому не нужно, — процедура дорогостоящая. Сельсовет должен раскошелиться на десятки миллионов рублей, а выгода от этого порой сомнительная. Правда, председатель Скидельского сельисполкома считает, что бюджетные деньги можно сэкономить при разумном подходе, например, объединив усилия с местным хозяйством. Таким образом, в этом сельисполкоме пока не потратили ни копейки на “очистку территорий”. Но не всюду ведь есть крепкие хозяйства.

Можно, конечно, снести все подряд и построить новое. К сожалению, и такие перекосы случаются. А можно найти альтернативу. Деревня Тиневичи в Кореличском районе — тому подтверждение. Расположенная в живописнейшем месте, она несколько десятилетий прозябала. Из полутора десятков хибар лишь в считанных теплилась жизнь. 

В райисполкоме всерьез задумывались о том, чтобы вовсе стереть с карты эту деревушку. О ее красоте и незавидной судьбе минскому бизнесмену рассказали его друзья-охотники, и он сюда вложил деньги. Сейчас здесь рождается туристическая сказка. Как знать, может, такой опыт будет продолжен?

Только по Гродненской области за восемь лет сельисполкомами было снесено более 8 тысяч домов. Всего же таких (где никто не проживает) — 48 тысяч (почти треть от имеющихся). Так, может, часть из них реально восстановить? В свое время специалисты Минстройархитектуры подсчитали, что строительство нового жилья на селе обойдется как минимум в шесть раз дороже, чем ремонт пустующего. Почему бы по этому пути не пойти?

Только в Гродно в очереди желающих получить земельный участок 5498 человек. Вскоре квартиры горожане смогут получать в городе-спутнике Скиделе, где намечается большая стройка. Понятно, что в такой ситуации местный сельсовет не может позволить себе медлить с решением вопроса о бесхозных домах. В двух деревнях, Глиняны и Кошубинцы, которые в считанных километрах от Скиделя, уже разрабатываются по схеме землеустройства документы на 120 участков под строительство коттеджей. И этот процесс пойдет дальше.

Александр Лозовик откровенно признается, что для наведения порядка на земле вынужден применять к исчезнувшим в неизвестном направлении хозяевам житейский психологический прием. Огромными буквами, так, чтобы соседям было видно, мелом на стене председатель пишет: “СНОС”. Молва, говорит, идет мгновенно и чудодейственным образом докатывается до наследников. Глядишь, и двор выкошен, и крыша подправлена. Как еще напомнить людям, что нельзя доводить родовое гнездо до запустения? Разве что снести.

Мнения


Андрей НаумовичАндрей Наумович, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации:

— Работа по наведению порядка в наших деревнях проведена очень большая, но проблема сноса ветхих домов не может решиться мгновенно. Это довольно длительная процедура. Вопросы с наследством всегда очень щепетильные, поэтому, на мой взгляд, при сносе ветхого жилья сдерживающие факторы оправданны. Проблема зачастую упирается в отсутствие системного подхода к этому процессу, а ход ему дан своевременно.

малявко.jpgМайя Малявко, судья Гродненского районного суда:

— Во всем мире земля дорого ценится, она не должна пустовать. Меры, которые принимает наше государство по наведению порядка в населенных пунктах, прежде всего должны побудить наших граждан на то, чтобы реализовать свои права на принадлежащее им имущество. Если же наследники не находятся, бесхозный дом не должен стоять десятилетиями, превращаясь в развалины. Замечу, что количество подобных дел в нашем суде растет, и это закономерно.

infong@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter