Сараи в центре Витебска: стоит ли захламлять старыми постройками городские дворы

Несносное место

Спасатели бьют тревогу: Витебск — один из наиболее проблемных регионов в стране. Именно здесь когда-то активно строили двухэтажные «сарайные комплексы». Такие «курятники», как их впоследствии прозвали сами горожане, лет 60—70 назад были весьма актуальны. В Витебске многие дома отапливались печами, а потому жильцы были вынуждены где-то хранить дрова. За эти годы все многоэтажные дома модернизировали, какие-то вообще снесли. А вот сараи остались. Как они сегодня используются? На этот вопрос мы искали ответ вместе с работниками МЧС.
Трудно поверить, но этот блок сараев расположен в самом центре города.
фото автора

Осторожно: огнеопасно


Вместе с инспектором Витебского городского отдела по чрезвычайным ситуациям Константином Гончаровым мы осматриваем центр города. Константин Сергеевич показывает:

— Недавно пришлось тушить пожар вот здесь, практически рядом со зданием областного управления МЧС. Причина: загорелись бесхозные сараи, в которых, судя по всему, пошалили лица без определенного места жительства. Подобные ситуации не редкость. Только в этом году уже зарегистрировано 11 возгораний в таких надворных постройках. Обследование показывает, что в большинстве случаев сараи уже не используются жильцами близлежащих домов. А вот снести их некому — большая часть на балансе ни у кого не состоит, документы в БТИ отсутствуют.

Удивляюсь: почему за ненадобностью, с учетом ветхого состояния, нельзя ликвидировать эти лачуги в принудительном порядке? Ответ прост: во-первых, для этого нужны деньги, а где их взять, если официально собственника не существует? А во-вторых, как только разговор заходит о сносе, тут же находятся два-три формальных «съемщика», которые готовы писать жалобы и обивать пороги инстанций — им, дескать, эти сарайчики остро необходимы.

Вот и сейчас, увидев нашу делегацию и фотоаппарат в моих руках, с ближайшей дворовой скамеечки поднимается бабушка лет восьмидесяти. Бойкая пенсионерка наотрез отказывается представиться, но грозится: если что нехорошее в отношении наших сараев задумали — вам, мол, не поздоровится.

— А что вы там храните? И есть ли документы на помещение лично у вас? — дипломатично спрашиваю.

Горожанка сообщает: в сарае лежат «нужные вещи», для которых в квартире места мало. А что касается документов, то ее семья вот уже лет 60 этим сараем пользуется. Какие еще более убедительные бумаги требуются для доказательства прав собственности?!

Едем дальше. По дороге Константин Гончаров объясняет:

— Точное количество сараев, как используемых, так и заброшенных, мы, к сожалению, не знаем. Жилищно-коммунальные службы не смогли нам назвать эту цифру. Но по собственным наблюдениям могу сказать, что таких блоков, разделенных на 30—40 индивидуальных сарайчиков, не меньше 70—80. Наибольшее количество — в микрорайонах Марковщина, ДСК, улиц Гагарина и Чапаева, а также в центре города. То есть там, где сохранился старый жилфонд. Проблема в том, что если постройка бесхозная, что чаще всего и наблюдается, мы даже не можем кого-либо наказать за ее опасное состояние. Жильцы ответственности не несут, так как официально не являются собственниками сараев. ЖЭУ в ответ на предписания просто отвечает: данное здание на балансе не состоит. Им проще не замечать проблему, чем искать пути ее решения. А ведь на полусгоревших и полуразрушенных остовах ежедневно играют дети, заброшенные помещения как магнитом притягивают к себе асоциальных личностей…

Грустная статистика


Одиннадцать возгораний с начала года и две смерти. Так, в марте вспыхнул блок сараев по улице Чехова, 15. На месте пожара на первом этаже среди углей спасатели обнаружили труп 58-летнего гражданина без определенного места жительства. При опросе жильцов близлежащего дома установили: вместе с подругой этот человек квартировал в одном из заброшенных сараев довольно длительное время. Милиция периодически гоняла самоселов, но те вновь возвращались на привычное место. После трагедии провели собрания, выписали предписания, активизировали информационно-предупредительную работу, но… Сараи до сих пор стоят, как и стояли. И охрану, согласитесь, у каждого из них не выставишь.

В августе вечером в МЧС поступило сообщение о возгорании сараев на улице Розы Люксем-бург, 1. Здание кирпичное, одноэтажное. Находится на территории ЖЭУ-5. С ожогами 1—3-й степени 50 процентов тела в больницу с пожарища доставили 56-летнего бомжа. По свидетельству очевидцев, он тоже достаточно долгое время жил в одном из ничейных закутков. Через пять дней бедолага скончался в больнице.

Стены старого здания рушатся на глазах, но жильцы не соглашаются расставаться с недвижимостью.

По всем этим фактам МЧС направило представление в ЖРЭТ о незамедлительном устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений.

Стало ли это наукой для ответственных лиц? Наш рейд показал: нет. В жутком состоянии находятся аварийно-опасные сараи на улице Гагарина и в районе Смоленского рынка. Разломанные двери, выщербленные стены, хлам внутри... Такое впечатление, что многие жильцы дома используют свои и соседские «ничейные» помещения исключительно ради хранения ненужного хлама, различной рухляди, а еще — в качестве свалки для бытового мусора, который лень донести до урны.

Это подтверждают и спасатели: во время пожаров им приходится выносить из помещений разломанную мебель, старую одежду, разбитые люстры и унитазы, коробки и другие давно ненужные хозяевам вещи. Как говорится, использовать уже нельзя, а выбросить жалко. Но стоит ли ради этого захламлять самими сараями городские дворы? Те дефицитные места, которые могут быть отданы под детские площадки, спортивные уголки, автостоянки или просто клумбы. Может быть, пришло время на городском уровне принимать специальную программу сноса морально и физически устаревших построек? Независимо от их балансовой принадлежности. Тогда и порядка будет больше, а опасных объектов, требующих постоянного внимания и спасателей, и милиции, и ЖКХ, — намного меньше.

А что думают по этому поводу в ЖРЭТ Витебска? Позвонила в организацию, ответственную за содержание жилфонда. Главный инженер Наталья Бакштай сообщила: ни одного сарая у них на балансе нет. Но сейчас проводится инвентаризация: ее цель — установить, как много жильцов используют эти помещения. В случае если сараи нужны горожанам, на общем собрании им собираются предложить отремонтировать блоки за свой счет и оформить надлежащие документы. Наталья Витальевна подтверждает: да, когда-то сараи входили в состав строительства жилых домов, их функциональное предназначение — хранение топлива. Сегодня в городе таких блоков, по сведениям ЖКХ, около 170. Официального владельца у большинства из них не существует...

a_veresk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter