Что можно взыскать с химчистки за испорченную вещь

Несмываемое пятно

Очень часто сюда приходят в экстренных случаях. Сел на крашеную лавку, черканул ручкой по белой рубашке, разлил красное вино, поставил жирное пятно… С такими проблемами справятся лишь химчистки. Но в октябре аврал в них связан с другими причинами – многие только с наступлением холодов вспоминают, что пришла пора «большой чистки». В какую сумму выльется услуга и кто в ответе за испорченные вещи?


Всего в стране работают 57 предприятий по услугам химической чистки. Сельчане могут сдать вещи в комплексный приемный пункт (КПП). Их в стране 1428. Звоню в КПП горпоселка Уречье Любанского района.


— Могу ли сдать пальто на чистку, как долго ждать вещь?


— Сдавайте, выполнения заказа будете ждать около двух недель, а то и больше, да и стоимость назовем после того, как придете за изделием.


При приеме каждый из посетителей подписывает договор, в котором оговаривается, в каких случаях возможно деформирование изделий. За них химчистка не в ответе. Вещь слишком изношена? Может измениться цвет. Есть на рукаве потертости? В этих местах может появиться дырка. А за работу заплатить все равно придется.


В Любанском районе химчистки нет, поэтому все вещи отвозят в соседний, Солигорский, район. Машина за изделиями в Уречье приезжает раз в неделю. Сельчанам иной раз удобнее самим съездить в Солигорск и сдать вещи. В химчистке райцентра сейчас заказов много. Чтобы почистили пуховик или пальто, ждать придется около десяти дней. В районе 18 пунктов КПП, но обслуживать приходится и соседние. Почистить дубленку, кстати, здесь можно примерно за 250 тысяч рублей, пуховую куртку — за 150 тысяч рублей, а пальто – за 110 тысяч рублей.


— За неделю пальто почистили, всем довольна, — рассказывает местная жительница Елена Яковлева. — Но как-то испачкала брюки краской, приехала в химчистку и отдала за выведение пятна больше 100 тысяч рублей. Пятно вывести не смогли. За что, спрашивается, платила?


В Минске тем временем в химчистках многолюдно, хотя летом здесь проводились акции на чистку зимних вещей. Цены снижали вдвое, но мало кто заинтересовался! 


– Чтобы заказ был выполнен в течение трех суток, придется доплатить еще 10 процентов от стоимости, а за одни сутки — 30 процентов. В среднем заказ выполняется в течение 10 дней. В каких случаях вещь может изменить внешний вид, предупреждаем и устно, и в договоре, — объясняет приемщик заказов УП «Белхимчистка» Анна Свиридова.


Так, за обновление зимнего пальто придется отдать более 200 тысяч рублей, драпового осеннего — около 160 тысяч рублей и т.д. Конечно, итоговая стоимость зависит от того, нужно ли выводить пятна, восстанавливать цвет изделия (такая услуга стоит более 300 тысяч рублей), пришивать пуговицы…


Но как быть клиенту, если тот за свои деньги ожидал одно, а получил совсем другое — испорченную вещь? Подобная история произошла с жительницей деревни Паперня Минского района Анной Хвастун. Она принесла на чистку бежевую дубленку, расписалась в договоре, заплатила порядка 230 тысяч рублей и спокойно стала ждать выполнения заказа. За дубленкой пришла, как ей сказали, через десять дней: «Выносят мне темную, растянутую вещь (а купила я ее не за пять копеек) и говорят, мол, забирайте. Я опешила: «Не моя!» Девушка перепроверила заказ и говорит, что дубленка в процессе стирки изменила цвет. Но, помимо того, вещь растянулась на два размера, а на месте маленькой дырочки красовалась дырка с ладонь. На претензии не отреагировали».


В договоре, который подписала Анна Хвастун, четко говорилось, что за подобные повреждения химчистка ответственности не несет. К тому же еще перед приемом вещи приемщица поставила степень износа дубленки в 40 процентов. Хотя, как уверяет Анна, носила вещь всего сезон, и то лишь в самые трескучие холода. Но делу это не помогло…


Лично я сама столкнулась с похожей проблемой: во всех химчистках, куда обращалась, не дают гарантию на то, что бисер и прочие симпатичные штучки на вечернем платье останутся на месте после чистки. И когда я все же отнесла вещь, на свой страх и риск, в химчистку, бусинки, стразы и бисер отвалились. Еще один пример: после чистки платья, которое отдала в химчистку минчанка Татьяна, изделие потеряло форму, вылезли нити лайкры из ткани. Результат экспертизы, который провели после жалобы клиентки, был не в ее пользу. Оказалось, что ткань платья на 98 процентов из шерсти, а на 2 процента — из эластана, который изнашивается…


Больше всего, впрочем, по свидетельству работников химчисток, клиент недоволен некачественным выведением пятен с вещей. Но в этом нередко виноват сам владелец изделия. Старые, засохшие, они даже специальным сильным пятновыводителям почти не поддаются. Пятновыводчик УП «Белхимчистки» с пятнадцатилетним стажем Оксана Стародубец рассказывает:


— Пятна от краски — самые тяжелые. Особенно когда перед тем как принести вещь в химчистку, его самостоятельно пытаются вывести дома. Лучше всего принести изделие сразу же после того, как оно было испачкано, тогда шанс спасти его есть.


Заказывают пятновыводители в основном из Германии. Стоимость одного литра химического состава примерно 140—180 тысяч рублей. Но и качественные реагенты не гарантируют, что с проблемой удастся справиться. Например, пятна от белого вина могут проявиться только после химической чистки, а сам заказчик про него мог вообще не вспомнить. Приходится потом их повторно выводить.


Кто чаще всего прав в спорах между клиентом и химчисткой? Председатель Белорусского общества защиты потребителей Анна Суша поясняет: «Химчистки работают в рамках закона и заранее предупреждают о возможных последствиях. Конечно, к нам обращаются те, кто недоволен их работой, но доказать что-то бывает крайне сложно». 


Начальник отдела товароведческой экспертизы ООО «Судебно-экспертная коллегия» Ирина Хацкевич корреспонденту «СГ» рассказала, что каждый месяц к ним по нескольку раз обращаются потребители с просьбой провести экспертизу вещей, испорченных в химчистках. Но лишь в единичных случаях они оказываются правы.


— Сегодня все такие предприятия проходят обязательную сертификацию. В химчистках регулярно меняется оборудование, а «химия» используется или немецкая, или итальянская. То есть на Западе потребителю точно так бы почистили изделия, как и в нашей стране. Специалисты химчисток пользуются так называемой картой технологического процесса, в которой говорится, как должна быть почищена та или иная вещь. Главное, чем руководствуются сотрудники: символы по уходу (они есть на ярлычке, пришитом к одежде) и «указывают», при какой температуре можно стирать изделие, гладить, разрешена ли химическая чистка и так далее.


В этом месяце в Судебно-экспертную комиссию обратилась клиентка, которой, по ее словам, в химчистке испортили брюки за 140 евро, купленные в Европе. После чистки они изменили цвет, потеряли блеск. Стали разбираться. На ярлыке брюк было указано, что в их состав входит хлопок и кашемир, но на деле никакого кашемира там не было. Из-за искаженной, намеренно или нет, информации после химчистки проявились дефекты, вот и результат. А месяц назад в комиссию на экспертизу принесли пальто с воротником из искусственного меха. Тот после чистки местами отвалился. Проверка показала — виноват производитель, который некачественно закрепил воротник.


Нередко именно в результате химчистки проявляются скрытые дефекты от производителей: неправильная маркировка, некачественный пошив или закрепление фурнитуры, использование дешевых тканей. Многие об этом не задумываются и начинают предъявлять претензии к химчисткам.


— Если вещь была куплена в Беларуси, сохранился чек, то в течение двух лет после покупки изделие в таких случаях можно вернуть производителю и возместить материальный ущерб, — помогает найти выход из такой ситуации Ирина Хацкевич. — Конечно, первоначально необходимо провести экспертизу, которая бы доказала, что дефект произошел именно по вине производителя.


Во сколько же обойдутся устная консультация эксперта с осмотром испорченного изделия и микроскопическим исследованием? В 367 тысяч 500 рублей. А вот письменное заключение стоит уже порядка двух с половиной миллионов рублей, поскольку к его подготовке придется подключить несколько специалистов. Впрочем, потом эти траты можно будет взыскать с производителя, но захочет ли клиент платить такие суммы? Может, ему проще выбросить испорченную вещь? Анна Хвастун с испорченной дубленкой так и поступила — выбросила…

Наталья БОРИСОВЕЦ, «СГ»

borisovez@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter