Нескончаемая нить Ариадны

Позавчера на Северном кладбище Минска похоронили Ариадну Казей, сестру Марата Казея, юного партизана–героя, подорвавшего себя гранатой вместе с осаждавшими его фашистами...

Позавчера на Северном кладбище Минска похоронили Ариадну Казей, сестру Марата Казея, юного партизана–героя, подорвавшего себя гранатой вместе с осаждавшими его фашистами.


Ариадне Ивановне было 82, Марат погиб в 14, в 1944 году. Но внутренняя, духовная связь этих неординарных людей оказалась настолько крепкой, что ее не сумели прервать ни годы, ни даже сама смерть. Нельзя не вспомнить и мать Ариадны и Марата — Анну Алексеевну, партизанскую связную. Гитлеровцы арестовали и повесили ее в самом центре Минска, на нынешней площади Свободы. Вот она — героическая и трагическая история простой белорусской семьи.


Ариадна Ивановна осталась жива, но военное лихолетье обошлось с ней крайне жестко. В партизанских лесах, будучи юной девушкой, она отморозила ноги, и ей их ампутировали. И все же Ариадна Ивановна сумела не просто выжить, но уверенно пройти долгую — красивую, как сказала ее коллега, тоже учительница Александра Адамовна Такушевич — жизнь. И на свое 80–летие еще сама пекла пироги — угощение друзьям и коллегам.


Герой Социалистического Труда, заслуженная учительница, депутат — об Ариадне Казей написано немало книг, статей. Но каждое очередное воспоминание приоткрывает какую–то ее новую человеческую черту, добавляет еще одну прекрасную краску в палитру ее личности. Ариадна Ивановна оставалась очень скромной и не хотела, чтобы ей делались какие–либо поблажки. Только очень чистый и сильный человек, пережив огромное горе и страдания, может остаться столь светлым, добрым и мудрым.


Ариадна Ивановна вырастила своих двоих детей, воспитала много замечательных учеников. Еще одним делом всей ее послевоенной жизни стал музей имени брата, Марата Казея, в одном из старейших учебных заведений Минска, в средней школе № 28, где она работала. Многие поколения школьников приходили сюда, чтобы больше узнать о подвиге мужественного пионера. И даже когда небольшие школьные музеи стали массово закрываться, здесь так не поступили. Все не просто сохранили, но с помощью специалистов обновили, заново оформили стенды. И там действительно есть на что посмотреть. Что же дальше?


— В нынешнем году музею — 40 лет, он — гордость школы и обязательно будет не просто жить, но и развиваться. Сегодня это один из лучших музеев города, не зря же ведь и Ариадна Ивановна, и мы в него столько сил вложили, — уверена директор школы историк Людмила Чибирева.


Надо сказать, сейчас складывается удивительная и тревожная ситуация: в сознании молодого поколения порой смещаются не то что акценты, а основополагающие представления о событиях Великой Отечественной войны. И вот уже можно слышать глумливое зубоскальство о том, как здорово пилось бы немецкое пиво, если б не Советская Армия, или наблюдать псевдонаучные размышлизмы о некоей «прогрессивности» «порядка» в 1941 – 44 годах... А собственно говоря, чему удивляться, если даже школьные музеи героев Великой Отечественной войны пытаются записать в анахронизмы советского прошлого. Где тогда нынешним детям впитывать столь необходимую для воспитания национального патриотизма пищу для сердца и ума? Вакуум заполнится ядом.


И почему только ученики и педагоги 28–й школы да редакция «СБ» высказали свою скорбь и соболезнования в связи с кончиной героини войны  Ариадны Ивановны? А где же остальные? Ведь, несмотря на всю свою человеческую скромность, Ариадна Казей — личность глобального масштаба. За ее гробом впору идти с цветами и благодарной памятью в сердце членам правительства. Эта женщина сделала то, что не под силу многим другим, — она воплотила в себе безграничную силу духа народа, стала олицетворением его веры в жизнь и себя. Но соболезнования о кончине партизанки, заслуженной учительницы, Героя Соцтруда выразила лишь одна минская школа. Очень грустно...

 

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter