Никакие политические и электоральные баталии не должны ставить под угрозу экономическое благополучие страны

Несколько «но» о чистоте конкуренции

После упоминания слов Президента в адрес одной из торговых сетей на Всебелорусском народном собрании некоторые эксперты от бизнеса перевозбудились. Сделав поспешные выводы. Президент, конечно, выразился прямолинейно. Но если очиститься от эмоций и пройтись по фактам, то что получается: торговая сеть ввела дискриминационные признаки по политическим мотивам. А как же чистота конкуренции? Равные условия для всех субъектов хозяйствования? Нет, в этом случае многократно повторяемые бизнес-союзами тезисы справедливости не действуют?!

У нас очень любят ссылаться на «продвинутые демократии». Мол, у них там свобода слова и плюрализм мнений. Есть такое. Как говорится, во вне рабочего времени. А в остальном там очень пристально следят за соблюдением толерантности по всем критериям: половым, политическим, гендерным, национальным… Попробуйте в США не взять товар, потому что в компании афроамериканцы работают. Или республиканцы. Или подобный трюк проделать в Германии. Без штанов можно остаться в прямом смысле этого слова. Строго в западном мире следят за дискриминацией. 

На прошлой неделе председатель оргкомитета Олимпийских игр в Токио Ёсиро Мори посетовал, что из-за увеличения числа женщин в оргкомитетах и федерациях заседания затягиваются вследствие их долгих выступлений. Мол, «женщины испытывают сложности четко выражать свое мнение». На этом и закончилась карьера спортивного функционера. Имидж сексиста убивает административно. А если бы он какую мадам уволил за ее многословие… Без суда дело бы явно не обошлось. Хотя, вроде бы, Мори всего лишь выразил свое мнение. Имеет на него право. Но не в качестве чиновника. 

А с бизнесом дела еще строже обстоят. В развитых странах Библия предпринимательства — законодательство о неприкосновенности принципов конкуренции. И за дискриминацию по неэкономическим критериям почти сжигают на костре, как инквизиция отступников. Конечно, в переносном смысле: штрафы за нарушение конкурентного законодательства фантастические. Могут достигать годовой выручки виновной компании. После обвинительного приговора иной раз бизнес можно закрывать. Да еще должен до конца жизни останешься. Не уверен, но предполагаю, что владельцы попавшего под каток наказаний за нарушение конкуренции компаний иной раз готовы были бы штраф на тюремный срок обменять. Чтобы не потерять все нажитое непосильным трудом. 

Если бы на Западе, при всей их любви к демократии, какая-нибудь фирма отказалась работать из-за формы собственности или предполагаемой политической позиции — камня на камне от такой компании не осталось бы. Не сочтите за цинизм, но у нас еще нежно поступили: пришли с проверками. И, судя по всему, «накопали» разных других нарушений. 

Свобода — это прекрасно. Возможно, на первый взгляд может показаться, что этих самых свобод на Западе больше. Если рассматривать права в отрыве от ответственности, которая там тоже намного суровее. Как и строго соблюдается принцип разделения сфер деятельности — бизнеса и политики. Что позволено лидеру партии, недопустимо для предпринимателя. Либо очень дорого обходится. Логика-то проста и утилитарна: никакие политические и электоральные баталии не должны ставить под угрозу экономическое благополучие нации. Точка. Глубоко уверен: у нас тоже не надо ставить запятых.

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter