НеСКЛАДное положение

Что нужно сделать, чтобы запасы готовой продукции не залеживались на складах?

Что нужно сделать, чтобы запасы готовой продукции не залеживались на складах?

Высокий уровень конкуренции вынуждает предприятия все больше заботиться об интересах клиентов.

Тенденции современной экономики таковы, что ни одна уважающая себя компания не имеет возможности навязывать клиентам продукцию, которую ей удобнее производить. Однако, как показывает практика, далеко не все субъекты хозяйствования в Беларуси придерживаются правил эффективного менеджмента и маркетинга.

Масла в огонь добавила неблагоприятная конъюнктура на внешних рынках. Как следствие, в текущем году отечественная экономика вновь столкнулась с такой проблемой, как затоваренность складов. Естественно, это не лучшим образом отражается на финансовых показателях предприятий, а значит, и на госбюджете в целом. “НГ” попыталась разобраться, почему товары отечественных производителей не всегда находят своего покупателя.

Пара паре рознь

Многие, наверное, еще помнят времена, когда продукция Брестского чулочного комбината буквально разметалась с прилавков. Но вот Беларусь вступила в Таможенный союз, заработали правила Единого экономического пространства, а в довесок наш главный партнер — Россия — стала членом Всемирной торговой организации. Конкуренция ужесточилась многократно, и предприятие столкнулось со снижением спроса на свою продукцию даже на внутреннем рынке. Узбекские и китайские носки “сманили” потребителя своей низкой ценой. “Слишком уж разные у нас условия работы, — объяснили нам на предприятии. — Для узбекских производителей значительно дешевле и хлопок, и электроэнергия. Да и зарплаты у них почти вдвое меньше наших. Вот и получается, что стоимость узбекских носков меньше пяти тысяч за пару, а для пары брестских изделий только хлопчатобумажная пряжа стоит две тысячи, и это всего лишь треть себестоимости”.

Сигнал для маркетологов

По данным Министерства экономики, только за первый квартал текущего года объем складских запасов на предприятиях и в организациях увеличился более чем на десять триллионов рублей. В итоге на складах скопилось готовой продукции аж на 32 триллиона рублей, что почти в два раза больше прошлогодних показателей. Безусловно, негативную роль здесь сыграло и сужение спроса на внешних рынках. Их “проседание” ощутили даже такие отечественные гиганты, как МАЗ и БелАЗ.

Анализируя ситуацию с запасами готовой продукции, заместитель министра экономики Александр Ярошенко считает, что она не катастрофическая. По его словам, складские запасы превышают установленные нормативы на 17 процентов. Но для многих предприятий это тревожный сигнал.

— Если в период девальвации национальной валюты мы сумели физически нарастить объем поставляемой продукции в Россию и другие страны, могли конкурировать по ценовому фактору, то сейчас эффект девальвации уже практически закончился, преимущество по цене мы уже не ощущаем в полной мере, — констатировал замминистра. — Сейчас все более актуальным является вопрос качества продукции.

Спрос — дело тонкое

Это подтверждает и статистика. Несмотря на то, что в первом квартале объем товарооборота в стране вырос почти на двадцать процентов, удельный вес продажи отечественных товаров в этом году снизился. Почему импорт стал теснить белорусскую продукцию и как исправить ситуацию — эта тема была одной из главных на выездной коллегии Министерства торговли в Витебске.

Первым объектом, который посетили участники коллегии, стал новый торговый центр ОАО “Ника”. Продукты и промышленные товары в этом огромном (площадь почти пять тысяч квадратных метров!) магазине продаются на разных этажах, ассортимент и цены сопоставимы с крупными сетями. И если в продовольственном отделе по поводу отечественной продукции у министра торговли Валентина Чеканова вопросов не возникло, то возле полок с промтоварами было о чем поговорить. Например, о высокой по сравнению с известными брендами цене детских подгузников, которые начали делать в Могилеве. Любопытный диалог состоялся возле стеллажей с кухонной продукцией из полимерных материалов.

— Интересно, где производят такую посуду? — поинтересовался министр и, перевернув яркую пластмассовую салатницу, обнаружил иностранную этикетку. — А наша как выглядит?

— Вот эта точно белорусская, — коллега указала ему на ядовито-малиновую миску странной формы. И не ошиблась: произведено в Бигосово, Верхнедвинский район. И не будь она “родная”, отечественная, ей однозначно пришлось бы пылиться на складе производителя.

Мониторинг продаж первого квартала тоже говорит не в пользу нашей продукции. По данным Минторга, в большей степени свои позиции сдали белорусские стиральные машины и телевизоры. Снизилась доля реализации белорусской одежды и обуви, детского питания, соков и кондитерских изделий, стройматериалов и синтетических моющих средств. И если продукты покупатели в основном предпочитают отечественные, то среди непродовольственной группы каждая вторая покупка — иностранный товар. 

— Пришло время сказать нашим производителям: нельзя выпускать неконкурентоспособный товар, — считает министр торговли Валентин Чеканов. — Да, мы положим его на прилавок. Это хорошо, патриотично, все цивилизованные страны защищают интересы своих производителей. Но торговля не всесильна. Продать слабый по конкурентным параметрам товар с каждым днем все сложнее.

Дорога к прилавку открыта

— Вся проблема в том, что предприятия в большинстве своем работают на вал, выполняя доведенные до них прогнозные показатели. Вопрос со сбытом, грамотным маркетингом отошел на второй план, — считает экономист Алексей Беляев. — Чтобы исправить ситуацию, руководителям предприятий необходимо понять, что правила игры на рынке устанавливают покупатели. Но и торговля не должна спать в шапку. Товаропроизводителям надо ставить конкретные задачи по развитию ассортимента. Проще говоря, снять с производства то, что не пользуется спросом, и выпускать то, что нравится потребителю.

Хороший пример обновления показывают и на СП ЗАО “Милавица”. Годовая выработка на одного занятого здесь достигла 70 тысяч евро. А в прошлом году экспорт составил почти 70 миллионов евро, положительное внешнеторговое сальдо — 37 миллионов евро.

— Мы говорим о модернизации как об изменении системы управления и мышления, — рассказывает генеральный директор предприятия Дмитрий Дичковский. — Это не просто замена одной швейной машины на другую. Главное, какой будет произведен продукт.

Такой подход должен стать нормой для всех остальных субъектов хозяйствования. Время, когда господствовал принцип “наш товар хороший-хороший, купите у нас”, прошло. Любой продукт изначально должен соответствовать желаниям клиента, а предприятие должно уметь объяснить, почему именно его продукция является наилучшим выбором, и доказать это на практике.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter