Впервые опубликован советский оригинал Договора о ненападении между Германией и СССР. Почему это произошло именно сейчас?

Несекретный протокол

Открыт для публикации один из самых мифологизированных и вместе с тем один из важнейших документов, определивших развитие мировой истории в XX веке — советский оригинал Договора о ненападении между Германией и СССР от 1939 года, также известный как пакт Молотова — Риббентропа. Министры иностранных дел Советского Союза и Германии Вячеслав Молотов и Иоахим фон Риббентроп подписали межправительственное соглашение о ненападении между странами 23 августа 1939 года.


В комментарии ng.ru историк Александр Чубарьян говорит, что этот пакт был типичным для того времени, а секретное приложение к договору предусматривало разграничение влияния СССР и Германии в Восточной Европе: «Этот протокол можно рассматривать в контексте безопасности».

Вокруг негласных договоренностей с фашистской Германией в послевоенном СССР было сломано немало копий. Наличие неких конспирологических соглашений с Гитлером сперва Советским Союзом напрочь отвергалось. Но в период горбачевской перестройки тайное стало явным. И тем не менее документ оставался доступен лишь для «узкого круга лиц» и порождал цунами споров. Впрочем, единых взглядов на события 1939-го нет и поныне. И это объяснимо. Ситуация тех лет не имеет однозначной трактовки. Все тогда сплелось в весьма тугой клубок: и предательства, и самоотверженность, и растерянность, и гарантии. Чему верить? Западные державы (еще до советско-германских обсуждений) пошли на так называемый Мюнхенский сговор с Гитлером. Была разорвана на части Чехия. Попала под крыло Германии Австрия. С Берлином договоры о ненападении подписали Париж, Лондон и другие страны. Более того, Англия и Франция проводили политику умиротворения фюрера. А он рвался на восток. И его никто даже не попробовал остановить. 

На этом фоне и произошло подписание документов Молотовым и Риббентропом. И если говорить о СССР, то это позволило Советскому Союзу реально отодвинуть начало войны. Как было использовано время — другой вопрос. Наверное, не лучшим образом. Но нельзя не видеть и моменты, которые сыграли значительную роль в будущем. Речь, в частности, о воссоединении белорусских земель. Объединилась и Украина... 

Конечно, нынешняя публикация документов той далекой поры вряд ли может потянуть на сенсацию. Однако важно видеть за отдельным фактом тенденцию. В год 80-летия подписания Договора о ненападении между Германией и СССР в исторический оборот введены советские оригиналы. Несложно предсказать, что через пару месяцев на глобальном информационном поле начнется массированный обстрел прошлого и вину за начало Второй мировой войны некоторые эксперты попытаются возложить не только на Гитлера, но и на СССР, выведя из-под огня другие государства. Конечно, против исторической правды не пойдешь. Но отвлекающие залпы — вещь в стратегической игре привычная. Так что выложенные в медийном пространстве машинописные оригиналы пакта — это повод в очередной раз задуматься о хитросплетениях истории. Почувствовать, на какой тончайшей нити держится мир и как порой бывают неумолимы события, точно воронкой затягивающие страны и народы на дно трагедий. 


Пакт Молотова — Риббентропа отражает сугубо свою эпоху и не может быть примерен к нынешнему дню, но некие аналогии все же недвусмысленны. Сегодня вновь неспокойно. Что касается Беларуси, то у нашей границы вновь концентрируются войска, как будто мы кому-то угрожаем. Вооруженное противостояние продолжается и у соседей. Минск стал переговорной площадкой для воюющих сторон в Украине. Информации для размышления много, но здесь важно понимать вот что — использование военной силы уже само по себе тревожно. Как уловить ту грань, когда процессы становятся необратимы? 

В ТЕМУ

В Израиле умер последний участник восстания в нацистском лагере Собибор Семен Розенфельд. В 1941 году его артиллерийский полк, который был под Барановичами, попал в окружение. Дальше — плен, концлагерь СС в Минске, а в 1943 году — Собибор, который известен тем, что там в октябре 1943-го было не просто поднято восстание, а оно оказалось успешным. Бежавшие скрывались в лесах. Кто-то оказался в партизанских отрядах. Семен Розенфельд в 1944-м попал на фронт, дошел до Рейхстага и оставил на его стенах надпись «Барановичи — Собибор — Берлин». 

Виталий ФРОЛОВ.

infong@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter