Несекретные материалы

Уборщицам жлобинской СШ N 13 завидуют нынче все коллеги по поломойному ремеслу.
Уборщицам жлобинской СШ N 13 завидуют нынче все коллеги по поломойному ремеслу. Стометровые коридоры и огромный спортзал они теперь моют не за 40 минут, как раньше, а за 10 - 12. И все потому, что есть в школе разумная голова - 9-классник Антон Воеводов, который под чутким руководством учителя Виталия Васильевича Гузова и при помощи других ребят создал настоящую поломоечную машину-тренажер. Первый пробег "велошвабры" уборщицы встретили бурными аплодисментами.

"Велотряпка" - нарасхват!

...В Гомеле скромно и без лишней помпы завершился областной конкурс технического творчества среди школьников. На физический факультет Гомельского государственного университета им. Ф.Скорины съехались команды из 23 районов Гомельской области - почти 60 мальчишек и девчонок.

По словам заместителя декана физического факультета по профессиональной ориентации Владимира Кондратенко, этот конкурс совместно с областным управлением образования и Гомельским отделением Белорусского фонда мира ГГУ проводит пятый год.

Нынешний парад детских и юношеских "ноу-хау" показал, что в свободное от учебы время ребята трудятся над очень полезными вещами. Вот, например, уже знакомый нам тренажер для мойки полов жлобинца Антона Воеводова. Скептики заметят, что такие машины давно бегают по Минскому железнодорожному вокзалу. Но это ведь сложный механизм, недоступный по цене и технике управления обычной уборщице. А у Воеводова агрегат собран из поломанных велосипедов, подобранных на свалке. Крутишь педали такой машины, оборудованной баком и специальной моющей щеткой, и с ветерком убираешь необъятные школьные коридоры. Экспериментальным путем подсчитано: 100 квадратных метров грязной площади требует одной минуты велопробега. "При этом еще укрепляешь здоровье", - утверждает рационализатор Воеводов. Правда, пожилые уборщицы пока не рискуют осваивать новый вид механизированной швабры, а вот ученики в очереди стоят - только бы им позволили проехать с "велотряпкой" коридорчик-другой.

Андрей Макаревич: на сенокос через болото

Тем временем еще одна разумная голова из той же жлобинской школы N 13 - 10-классник Женя Сницарев активно работает с сейфами и замками, за что и получил первое место на областном конкурсе. После того как в кружке пропало несколько ценных инструментов, юный новатор создал мини-сейф, оборудованный суперсекретными замками. Даже для взломщика открыть их - тяжкий труд. Видимо, поэтому весть о сейфе Сницарева очень быстро облетела город, и у кружковца появились заказы. Первые пришли от индивидуальных предпринимателей.

А в Червоненской сельской СШ Житковичского района изобрели... водоплавающий мини-трактор. Идея пришла в голову 8-классникам Вячеславу Купрацевичу и Андрею Макаревичу, которые, насмотревшись на паводковые разливы и болота, изложили мысль своему учителю Сергею Викторовичу Купрацевичу. Для начала из подручных железяк собрали универсальный 400-килограммовый мини-трактор, который и пашет, и тонну груза тянет, и боронует, и окучивает школьный приусадебный участок. После этого на его колеса надели использованные камеры МАЗа, таким образом создав воздушные подушки, которые удерживают трактор на воде. Накачали. Обмотали камеры брезентом. И... проплыла "амфибия" от одного бережка до другого. Спрашиваю: "Зачем трактору быть амфибией?" И слышу ответ Андрея Макаревича: "А если у меня сенокос на другой стороне болота?!". Что ж, Андрюха, нет вопросов! Хотя у жюри конкурса были. Ученые малость раскритиковали авторскую задумку, усомнившись в ее житейской необходимости, но победное место разработчикам все же присудили.

"Метро" над Сожем

Пока житковичские парни побеждали болота, воспитанники кружка Рогачевского центра технического творчества под руководством Вячеслава Евгеньевича Антипова работали над проблемой больших городов, у которых нет денег на метрополитены, обычные дороги до невозможности забиты транспортом, а нормально ездить хочется. Три года Владимир Богданов из 11 "А" СШ N 2 и 10-классник школы N 5 Максим Неверовский вместе с другими кружковцами исследовали проблему, просчитывали экономический эффект своей разработки. Наконец, огласили: можно сделать подвесную железную дорогу через Сож, по которой составы должны ходить, условно говоря, вверх ногами.

- Такое расположение вагонов - с нижней стороны моста - гораздо безопаснее для движения, нежели то, к которому мы привыкли. Они застрахованы от падения, - уверен Вячеслав Антипов. - Наша разработка незаменима для сейсмоопасных зон и больших городов.

Учите физику!

И еще один "хит" конкурсного сезона. В жюри эту разработку окрестили шпионской. Утаю, какие школьники разработали такую программу, но суть ее следующая: находясь в Интернете, можно полностью следить за действиями любого пользователя и быть в курсе, под каким паролем он входит в сеть, что делает на своей машине, какую почту отправляет, какой базой данных располагает. Добавлю: разработчики не просто показали собственные измышления на бумаге, они продемонстрировали умение наблюдать в реальном режиме! Не берусь сказать, кто вырастет из ребят - то ли хакеры, то ли законопослушные суперпрограммисты... Думаю, все будет зависеть от жизненных стимулов и воспитания.

...Конечно, не все 60 юных "кулибиных" стали победителями конкурса. Например, жюри забраковало систему охраны для курятника, сделанную по принципу "душманской растяжки" и сигнализирующую на всю округу, если ее заденут неосторожные похитители кур. Хоть и полезная в хозяйстве штука, однако не носит технической новизны. Изобретателей поощрили добрым словом и посоветовали учить физику, чтобы в следующем году получить диплом победителя и право вне конкурса поступать в ГГУ.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter