Почему случаются бытовые преступления

Несчастливы вместе

Когда мужья и жены на ножах

Такие преступления называют бытовыми. В милицейской сводке их фабулы пишутся словно под копирку. Вместе выпивали. Поссорились по незначительному поводу. Кто-то схватился за нож (табурет, топор — то, что попалось под руку) и нанес удар другому. Нередко фигуранты таких уголовных дел — вполне приличные люди, прежде не имевшие конфликтов с законом. Что их толкает на криминальную стезю?

Коллаж Олега Попова

Несостоявшийся ужин

Пенсионерка Марина Кублицкая проживала в сельской местности в Кричевском районе. Первый супруг умер рано, с Константином, вторым мужем, гражданским, 66-летняя женщина жила уже 18 лет. 

В тот роковой день благоверный заявился на смену нетрезвым, от работы его отстранили, он вернулся домой пораньше. Как это часто бывает, пьяному, раздраженному сельчанину припомнились все прежние обиды. Он с порога заявил Марине, что ему не нравится, когда она, имея законного мужа, иногда обращается к другим мужчинам за помощью по хозяйству, платит деньги посторонним шабашникам. 

Хозяйка на кухне готовила ужин, разделывала утку. Поначалу она не отвечала на необоснованные претензии: что толку спорить с пьяным.

Сожитель же все больше распалялся. Развалившись в кресле в гостиной, стал обзывать, оскорблять Марину, крича так, что было слышно и на улице. Женщина пришла из кухни, в одной руке держала нож, в другой — луковицу. В какой-то момент нервы не выдержали: когда гражданский муж стал подниматься с кресла, ей показалось, что он хотел ее толкнуть. И тогда Марина первой нанесла ему страшный удар ножом в живот. 

Кублицкая попыталась остановить хлеставшую кровь. Константин же, пошатываясь, вышел в прихожую и лег на пол. 

Приехала скорая. Медики, увидев характер травмы, сообщили в милицию. Прибыли и люди в погонах.

И потерпевший, которого вскоре увезли в больницу, и его обидчица говорили в один голос, что мужчина сам поранился: полез в погреб, напоролся на штырь. Позже их версия изменилась: наткнулся животом на топор. 

Конечно, видя характер ранения, ни люди в погонах, ни медики супругам не поверили. Перед тем как Марину забирали в райотдел милиции для разбирательств, пришли сочувствующие соседи, они же позвонили взрослому сыну женщины. Тот мгновенно подъехал, узнав, что случилось, стал убеждать мать сказать правду. Марина долго отпиралась, но в итоге рассказала, как все было на самом деле. 

Несмотря на то что Константин просил, чтобы сожительницу простили, не возбуждали в отношении нее уголовное дело, так как сам он претензий не имеет, за нанесение тяжких телесных повреждений ее наказали достаточно строго. Приговорили к четырем годам колонии общего режима. Прежде осужденная не имела конфликтов с законом.

Сын с матерью пытались помочь раненому

Примерно такая же история случилась с 36-летней бобруйчанкой Ольгой Назаровой и ее гражданским мужем Иваном. 

Ольга — мать троих малолетних детей, находится в отпуске по уходу за ребенком. Все ее дети от Ивана. 

В тот вечер супруг купил несколько больших бутылок пива. Побеседовать «за жизнь» позвали подругу Ольги Ларису. Накрыли дома стол. Иван зачем-то взял мобильник Ольги, увидел ее переписку с Ларисой, в которой жена на него жаловалась. Мужчина очень обиделся. Ольга же в ответ возмутилась, что он читает ее сообщения. Вспыхнула ссора, Иван был изгнан из квартиры, его благоверная отключила домофон и мобильник, чтобы он не мог вернуться. Какое-то время подруги еще посидели вдвоем, потом разошлись.

Попасть в квартиру Иван смог только утром, при этом, несмотря на ранний час, уже успел где-то выпить. Супруги вышли на балкон, покурили, ссора разгорелась с новой силой. Войдя в комнату, Иван толкнул Ольгу. Та упала. Потом сходила на кухню за ножом и вонзила его в спину мужчине. 

Старший сынишка Павел испугался, увидев кровь у отца. Вместе с матерью они пытались оказать первую помощь раненому. Он как мог успокаивал домочадцев, просил не вызывать скорую — дескать, сам доедет потихоньку до травмопункта, скажет там, что ножом в спину его ударил на улице незнакомец.

Поначалу Ольга согласилась, стала уничтожать улики, нож тщательно вымыла. Но мужчина истекал кровью, пришлось все же звонить врачам. 

На суде выписавшийся из больницы после долгого лечения Иван говорил, что претензий к благоверной не имеет, очень просил, чтобы ее не наказывали. 

Смягчающими вину обстоятельствами признали раскаяние Ольги, а также наличие у нее троих малолетних детей. Отягчающим — то, что в момент совершения преступления она находилась в состоянии алкогольного опьянения.

Многодетную мать приговорили к трем годам ограничения свободы без направления в исправительное учреждение. И все же пятно на биографии — ­судимость — у нее останется. 

Страшная сцена ревности

40-летняя доярка из Шкловского района Татьяна Никифорова вполне положительная, работящая, законопослушная женщина, прежде не имевшая конфликтов с законом, вечером дома выпивала с гражданским мужем Николаем. ­Слово за слово, разгорелась ссора, Татьяна ударила благоверного ножом в грудь. Итог — суд приговорил ее к четырем годам ограничения свободы без направления в исправительное учреждение. 

А в Быховском районе, наоборот, гражданский муж ударил ножом супругу, приревновав ее к собственному другу, которого сам же и пригласил в гости. Правда, 48-летнего подсобного рабочего сельхозпредприятия Александра Трофимова трудно назвать совсем безгреш­ным — ­из-за выпивки неоднократно привлекался к административной ответственности. Однако соседи отзывались о нем неплохо, а на работе мужчина и вовсе был на хорошем счету. 

Жил он с Натальей в гражданском браке в ее квартире. В тот вечер застолье затянулось. Гость Виктор попросился переночевать у них. Он задремал в гостиной на диване. Наталья пошла в спальню и заснула.

Проснулась от резкой боли в животе. Над ней стоял Трофимов с ножом. Гость, услышав крик, прибежал в комнату, стал успокаивать хозяина. 

За умышленное нанесение тяжкого телесного повреждения Александра приговорили к четырем с половиной годам лишения свободы в колонии усиленного режима. Ему предстоит также принудительно лечиться от алкоголизма. Может, вернется домой нормальным человеком, прекратит пьянствовать и буянить. Но будет ли так? И простит ли его пострадавшая жена? 

В ТЕМУ

Татьяна Костюшко, старший прокурор отдела прокуратуры Могилевской области:

— На территории Могилевской области с января по июнь 2021 года совершено 253 преступления в сфере семейно-бытовых отношений. Среди них — восемь убийств, 15 умышленных причинений тяжких телесных повреждений и 95 истязаний.

Подавляющее большинство таких преступлений — около 80 % — совершено в нетрезвом виде. Часто причиной происшествий является трудовая незанятость виновных лиц.

С начала августа органы прокуратуры Могилевской области проводят акцию «Информирует прокурор» по теме «Насилию в семье СТОП». В рамках встреч прокуроры проводят разъяснительную работу с лицами, ведущими асоциальный образ жизни, принимают меры по оказанию им помощи в трудоустройстве и становлению на путь исправления. Главная цель таких акций — услышать и помочь.

mendeleva@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter