Нерыночные механизмы

Во сколько обходятся слухи?
Во сколько обходятся слухи?

Рынки любят стабильность и предсказуемость. Любые — от глобальных, газовых или нефтяных до розничных рынков районного масштаба. Это понятно: как деловые люди планируют свой бизнес (поездки, контракты, инвестиции), так и покупатели заранее откладывают деньги на покупки. Тем более покупки серьезные: машины, жилье.

И если рынок недвижимости в последнее время затих (спрос на жилье, как сообщают эксперты, упал на 30 — 40 процентов), то автомобильный вдруг «тряхнуло». В очередной раз.

А происходит это всякий раз, когда повышаются ввозные пошлины на импортные автомобили. Поскольку других и не было: своих машин Беларусь до недавнего времени не производила.

Для покупателя подержанного автомобиля скачок цен всегда был неприятным сюрпризом. Утром он приезжал на авторынок (деньги, напомним, скопил и отложил заранее) и обнаруживал, что 100 — 500 долларов ему не хватает. Продавцы дружно показывали газету. Смотрите, мол, пошлины скоро «взлетят»...

Вообще говоря, продавец любого товара хотел бы взять за него побольше. Кто–нибудь припомнит хоть один случай, когда по какой–либо причине цены на автомобили снижались?.. Нет такого прецедента! Цены либо на время замирают, либо растут.

Для их скачка хватит даже не факта повышения пошлин, а хотя бы слухов об этом. Или всего лишь информации о переговорах, скажем, между белорусской и российской сторонами о согласовании размера новых цен. Все боятся новых цен! Оптовые продавцы и перегонщики боятся потерять прибыль, покупатели боятся переплатить.

Повышение пошлин на подержанные авто с целью защиты своего производителя — нормальный процесс. Уж какой ажиотаж, какие протесты вызывало это в России несколько лет назад! А позавчера СМИ сообщили: концерн «Фольксваген» открыл в Калуге новый завод с проектной мощностью 150 тысяч машин. Строил чуть больше года — всероссийский рекорд! «Форд», «Тойота», «Рено», «Дженерал моторс» тоже имеют свои заводы в России, другие ведущие производители их строят, некоторые намереваются. Всего за пару лет рынок изменился кардинально. К 2010 году Россия намерена производить более 3 млн. машин, уступая в Европе только Германии. А все начиналось с ввозных пошлин.

Поэтому и наши планы относительно их повышения — нормальная, общепринятая, вполне рыночная мера. Неизбежная! Неудивительно, что появление очередного слуха почти день в день совпало с информацией о новых перспективах белорусско–иранского сотрудничества в сфере автопрома. Счет «Самандов» (или иных моделей белорусской сборки) вскоре пойдет уже не на тысячи — на десятки тысяч.

Одно лишь плохо: это только слух. «Беларусь планирует поддержать отечественного производителя автомобилей путем увеличения таможенной пошлины на ввоз импортных машин», — цитируют информагентства представителя Минпрома. Фактом была бы точная информация: с такого–то срока, на такие–то машины, на столько–то... Но факта еще нет. А слух уже пошел, за ним — ажиотаж. Ясно же, что «Саманд», машина среднего класса, не закроет все ниши спроса. Кто–то любит машины побольше, кто–то — поменьше, одни хотят джип, другие — минивэн... Но все покупатели, наученные горьким опытом, ждут повышения цен на все машины. Или уже дождались. Позвоните своему продавцу — спросите!

Защита собственного производителя, естественно, подразумевает заботу о собственном потребителе. Именно он уже и пострадал. От невнятных слухов. И это плохо!

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter