Источник: Знамя юности
Знамя юности

Зачем кино нужен продюсер и кто на самом деле дает деньги на съемки? Независимый продюсер Воля Чайковская – о кино и любимой работе

Нервно и ответственно

На прошлой неделе жюри XXVI Минского Международного кинофестиваля «Лiстапад» осыпало призами лучшие белорусские и зарубежные фильмы. Специальный диплом в одной из самых интересных номинаций – «За остроумное и меткое отражение белорусского самосознания» – получила лента «Чыстае мастацтва» режиссера Максима Шведа. Продюсировала картину Воля Чайковская – директор крупнейшего независимого кинофестиваля Беларуси «Паўночнае ззянне» и основатель собственной продюсерской компании Volia Films. За три года, прошедших с момента ее основания, фильмы, спродюсированные 31-летней витебчанкой, успели побывать на сотне фестивалей класса А, получить престижные награды и попасть в лонг-лист «Оскара». Зачем в кино нужен продюсер и сколько стоит отметиться в фестивальной программе Берлинале? После окончания «Лістапада» поговорили с Волей о самом главном. 


–Для широкой аудитории продюсер – это человек, который дает деньги на съемки. А как на самом деле? 

– Искать и находить бюджет – это только одна из задач. На самом деле продюсер в кино – это по сути менеджер, который организует весь съемочный процесс. Также он занимается рекламой, продвижением, участием в фестивалях и конкурсах. Но все очень зависит от этапа, на котором продюсер подключается к проекту. 

– На какой стадии обычно подключаешься ты? 

– Чем раньше это происходит, тем лучше. В документальном кино, которым я занимаюсь, продюсер – это еще и креативная единица. Вне зависимости от того, куда и как смотрит режиссер, если я участвую в проекте уже на начальных этапах, то в дальнейшем работать над фильмом нам обоим будет гораздо легче. Это касается и продвижения, и постпродакшена. Хотя, конечно, реальность бывает совершенно непредсказуемая. 

– Представим ситуацию. Приходит начинающий режиссер: «Хочу снять фильм». Какой вопрос ты задашь ему первым? 

– К сожалению, режиссеры часто вообще не понимают, зачем им нужен продюсер. Поэтому первый вопрос, который всегда задаю: «В чем вы видите мою задачу?» Некоторые режиссеры умеют и хотят делать все. Если я вижу, что у него действительно получается без моей помощи, то такой проект не возьму. Также важно знать и понимать, в какой фильм ты вкладываешься. Если история мне не интересна, работать с ней не буду.

– Предположим, ты согласилась продюсировать фильм. Где и как найти на него деньги? 

– Кино – это искусство, которое требует весомых финансовых вложений. Поиск бюджета – пожалуй, одна из самых сложных задач. Первый путь – фонды, которые работают с кинематографистами независимо от того, в какой точке земного шара они находятся. Но таких фондов мало, а желающих получить деньги на свое кино много. У Беларуси в этом плане шансы низкие, предпочтение здесь, как правило, отдается странам Аф­рики и Латинской Америки. Второй путь – деньги частных бизнесов. Но тут нюанс в том, что средства в этом случае выделяются небольшие, по­этому нужно искать пути софинансирования. 

– Не так давно в нашей стране была создана Гильдия независимых фильммейкеров и продюсеров. Как создание подобной структуры может улучшить ситуацию с финансированием белорусского кино? 

– С финансированием – никак, с позиционированием – очень сильно. Начнем с того, что в европейской модели кинопроизводства государство финансирует до 70% необходимого бюджета картины. Именно продюсеры должны привлечь средства с помощью коммерческих структур, внешних доноров. В Беларуси, к сожалению, четкой системы финансирования кинопроектов нет. Те средства, которые выделяет Министерство культуры, идут в основном на ленты «Беларусьфильма». Поэтому белорусский кинематограф ассоциируется только с одной киностудией. Но за последние пять-семь лет в стране появилось огромное количество независимых режиссеров, которые сделали много классных фильмов. И это тоже белорусский кинематограф, и о нем нужно говорить, а фильмы – показывать в кинотеатрах. Поэтому задача гильдии – добиться в том числе изменений на законодательном уровне, что позволит улучшить ситуацию в маркетинговом плане. 

– Среди задач продюсера ты назвала также рассылку кинокартин на фестивали. А какой шанс у ленты никому не известного белорусского автора попасть, например, на Берлинале? 

– Тут нужно понимать, как все ра­ботает. Чтобы твою заявку рассмотрели, необходимо заплатить взнос. На Берлинале эта сумма составляет 175 евро, а на Hot Docs (канадский международный фестиваль документального кино, крупнейший в Северной Америке. – Прим. «ЗН».) – более 100 долларов. Плюс нужно дружить с отборщиками. Но это не значит, что они возьмут твой фильм в конкурс просто по дружбе. Смотреть кино – их работа, возможности и ресурсы здесь ограничены. Но отборщики могут дать скидочный купон на взнос, объективно оценить потенциал ленты. В идеа­ле, чтобы подаваться на фестиваль, нужно иметь бюджет и знакомства. Плюс понимать стратегию продвижения. Фестивалей много, у всех разные условия и дедлайны, которые необходимо знать. На тот же Берлинале подаваться лучше уже в феврале. У меня есть специальный календарь со всеми датами. Его составление заняло несколько лет, но зато теперь я понимаю, какие фильмы и куда точно возьмут, а куда можно даже не предлагать, потому что у них, скажем, другая конъюнктура. 

С коллегами по фильму «Чыстае мастацтва»

– Продюсер – профессия денежная? 

– Скорее нервная и очень ответственная. А еще достаточно неблагодарная. Потому что все внимание и плюшки получает режиссер, а продюсер воспринимается как обслуживающий персонал и прикладное звено. Но, конечно, это не так.

В документальном кино денег во­обще нельзя заработать. Зачем я это делаю? Потому что у меня неплохо по­лучается справляться со всеми менеджерскими функциями. Эта профессия действительно бодрит, рас­ширяет зону комфорта. Кроме того, мне важна эстетическая составляющая. Если идея класная, то почему бы ее не донести до большего количества людей? Еще мне нравится помогать реализовываться талантливым людям. Но сейчас я пришла к тому, что нужно уже начинать помогать реализовываться самой себе. В следующем году оканчиваю учебу в Baltic Film and Media School, где сейчас учусь на режиссера, и хочу в будущем делать свое кино.

СПРАВКА «ЗН»

Воля Чайковская – продюсер, программный директор фестиваля кино Северных и Балтийских стран «Паўночнае ззянне». Голосующий член European Film Academy. Как продюсер работала над фильмами Дмитрия Калашникова «Дорога» (был показан на 80 фестивалях, вошел в лонг-лист премии «Оскар» и получил широкий прокат в США), «Бел-79» Ольги Прусак, «Тест-730» Дарьи Король, «Моя бабушка с Марса» Александра Михалковича, «Чистое искусство» Максима Шведа и др. 

leonovich@sb.by

Фото Алексея ВЯЗМИТИНОВА, из личного архива Воли Чайковской.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter