Нервная игра в шашечки

О «наглых» таксистах говорено–переговорено...
О «наглых» таксистах говорено–переговорено. Проехав недавно на юг России через Украину, я повидал их, «наглых» и обыкновенных, немало. Они — повсюду в людных местах городов и весей. На самых глухих полустанках в российской и украинской провинции возле вокзала стояла пара–тройка машин. Явное отличие наших, белорусских, таксистов: машины у них лучше, новее, это почти сплошь иномарки. Минские таксисты «ведут» пассажира на всем пути от вагона через лабиринты вокзального комплекса: «Куда едем?», «Машина нужна?» Считаю, что это не наглость, не настырность, а нормальная активность нормального сервиса: предлагают многие — я выбираю одного. Выгодный, должно быть, бизнес!..

«Ваша газета часто поднимает проблему таксистов–нелегалов. А легко ли стать легальным перевозчиком пассажиров? — пишет в редакцию житель Вилейки Александр Бартошевич. — Хочу поделиться своими проблемами и попросить вас о помощи».

«Я начал заниматься сбором необходимой документации в марте, — пишет А.Бартошевич. — Индивидуальное предпринимательство оформил, можно сказать, без проблем. А вот получить лицензию оказалось практически невозможно. Вернее, собрать документы для предоставления в транспортную инспекцию. Одним из них является договор о предрейсовом контроле технического состояния автомобиля...»

Оказалось, что оценивать состояние машины в Вилейке может только одно предприятие — автобусный парк N 5. Но там Бартошевичу отказали. Дескать, никакого договора с вами заключать не будем. Соискатель пошел на прием к заместителю председателя райисполкома Геннадию Костевичу. Тот внимательно выслушал, тут же набрал номер телефона директора парка и распорядился «решить вопрос».

На повторном приеме Бартошевичу уже не отказали прямо, но вежливо назвали причины, по которым заключить договор опять–таки нельзя... «Нелегалам работать трудно и опасно, а стать законопослушным таксистом еще труднее, если вообще возможно», — заключил Александр Бартошевич.

Свое письмо он адресовал лично мне, но так совпало, что оно поступило в редакцию к началу моего отпуска. Ни помочь, ни даже ответить я не успел. Вернувшись на работу, тут же позвонил автору: «Как обстоят дела? Неужели вы сдались?» Оказалось: нет. Бартошевич не стал дожидаться помощи и все проблемы уже решил: «Завтра еду в Минск получать лицензию». После приятной процедуры уже полноценный, состоявшийся легальный таксист заехал в редакцию.

Вот заветная бумага. «Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. Специальное разрешение (лицензия) на право перевозки пассажиров...» Далее — формулировка весьма длинная. Документ подписан первым заместителем министра. На его получение ушло 4 месяца. Согласимся: многовато для столь немудреного дела. Перенять опыт было не у кого. Выходило, что Бартошевич едва ли не первым в Вилейке легализовал извоз.

По профессии Александр Николаевич инженер–технолог деревообработки, работал мастером на местных предприятиях. Но последние три года без работы: все вакансии по его профилю заняты. Решив переквалифицироваться, продал старый «Форд–Мондео» и купил «Ровер» 1999 года (чтобы машина была не старше 10 лет).

Учеба в столичном учебном центре (курсы таксиста и технология организации перевозок) длилась всего неделю. Все остальное время заняло хождение по кабинетам. «Инвестиции» в бизнес включали плату за учебу, бумаги, таксометр, открытие банковского счета... Набежало около двух миллионов. Плюс 5,3 тыс. долларов за машину. На какой доход рассчитывает таксист?

За вычетом налогов (около 250 тыс.) Бартошевич надеется тысяч на 300 «чистыми» в месяц. «Больше вряд ли. Богатым не буду, но на хлеб заработаю».

Хлеб, доложу вам, не халявный. С десяток лет назад я бывал в шкуре таксиста. Это работа днем и ночью, по выходным и в праздники. Поломки, ремонт... Меня «кидали», на меня нападали, но 300 — 400 долларов в месяц выходило легко: люди «голосовали» на каждом шагу. Сейчас все изменилось. Повсюду маршрутки, конкурирующих фирм множество, машину вызывают по мобильнику, по–прежнему полно нелегалов. Недавно я подвез водителя, который признался, что ежедневно приезжает в столицу «таксовать» из... Лепеля. Таких «таксорбайтеров», по его словам, немало. Даже за вычетом бензина на большой холостой пробег в кармане остается больше, чем можно заработать в небогатой провинции.

Предвижу у Бартошевича проблемы с тем же техосмотром, хотя он и заключил договор, «дожал» парк N 5. Предвижу вовсе не в силу «мстительности» последнего. И вообще, не спешил бы упрекать директора провинциального автопредприятия (вилейского и любого другого) в бюрократизме и «саботировании» частного извоза. Поставьте себя на его место. Утро. Нужно выпускать на линию пассажирские автобусы, хлебо– и молоковозы, машины скорой помощи. Механики не успевают, нервничают. Кого вы выпустите первыми: Бартошевича или «скорую»? То–то и оно!

А если частных таксистов десяток? А если парк сам располагает легковыми такси? Будет ли он обслуживать конкурентов? Как его к этому принудить и нужно ли?.. А если в городе нет автопредприятия? Бартошевич должен взять на работу механика, который будет проводить техосмотр и отмечать путевой лист. Но это нереально: 300 тысяч на двоих не хватит.

Бартошевич признается, что, знай все заранее, сейчас не решился бы пройти эту процедуру. Но пути назад нет. Он просит передать большое спасибо заместителю председателя райисполкома Геннадию Костевичу. Согласимся, однако, что личное (и неоднократное!) вмешательство высокого начальства в столь простой вопрос едва ли стоит приветствовать.

Небольшой комментарий по этому поводу мне дал Виталий Кожников, заместитель начальника филиала транспортной инспекции по Минску и Минской области — начальник отдела лицензирования Минтранса.

На 1 июня в столице и области предпринимателям выдано 775 лицензий на таксомоторные услуги (во всей стране — 2.894). Они оказывают 5 процентов услуг по перевозкам. Имеется 4.180 автомобилей, на которые оформлены лицензионные документы. Это с учетом таксомоторных парков. Подчеркну: всего 4 тыс. с небольшим легальных такси на двухмиллионный город! О том, какова реальная доля машин с шашечками на городских улицах, читатель может судить сам, но это отдельная тема.

По словам Виталия Кожникова, спрос на выдачу лицензий стабилен, хотя и невелик. Жесткие законы рынка сами регулируют соотношение спроса и предложения.

Выживают в этом деле умелые и удачливые, с крепкими нервами. Пассивные и невезучие уходят. Пусть Александр Бартошевич, уже проявивший немалую настойчивость, будет среди первых. Нам же лучше.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter