
Ловкость рук
В арсенале академии – три сценария программы для VR-обучения электротехнического персонала. Я, конечно, не электрик, да и с виртуальной реальностью знакома очень поверхностно, поэтому внимательно слушаю указания Константина. Первым делом нужно «войти» в искусственное пространство и понять, как в нем действовать: перемещаться в нужное место, открывать двери, брать предметы и пользоваться ими, приближать страницы. То есть пока требуется только ловкость рук.– Сейчас освоим на раз-два, – самонадеянно полагала я, готовясь отправиться в VR-путешествие. Итак, поехали! Я надеваю очки виртуальной реальности, беру в руки джойстики и попадаю на зеленую лужайку, передо мной – бородатый мужчина в оранжевой спецовке. Видимо, будет контролировать правильность моих действий. Обзор – 360 градусов, от ощущения реальности нереального дух захватывает! И здесь меня настигает первая сложность: нужно натянуть перчатки.
– Нажмите вот эту кнопку на контроллере и делайте движение, как если бы вы надевали их на самом деле, – подсказывают мне.
«Легко сказать!» – думаю я, и все же пара оранжевых перчаток оказывается на моих руках.
Далее необходимо подготовить рабочее место и выполнить работы по наряду-допуску. По легенде у меня как минимум четвертая группа по электробезопасности, на самом деле всего лишь первая. Константин Базылев объясняет:
– Статистика слегка парадоксальна: часто поражения электрическим током получают именно опытные специалисты. Плохую службу играет самоуверенность, поэтому еще раз пройти алгоритм действий по работе с электроустановками очень важно. Тематическая информация на стендах на тему электробезопасности – это, конечно, хорошо, но гораздо эффективнее погрузиться в виртуальную действительность. Никто здесь с нуля не учит – все специалисты, проходящие такое обучение, уже высококвалифицированные, грамотные, но так как все мы люди, то с помощью VR-технологии легко выявить моменты, где человек может допустить ошибку.
Я тем временем должна открыть дверь электроустановки и, когда у меня это получается, инстинктивно отшатываюсь – ощущение, что она ударит меня по лбу, вполне реалистичное.
Удержать отвертку
Учеба занимает один день: сначала немного теории, потом VR-практика. Чтобы затем можно было сделать работу над ошибками, программа протоколирует весь процесс виртуальной части обучения. Инженер-энергетик советует:– Первые 10–15 минут практики ученики воспринимают как игру, но потом виртуальный и реальный миры соединяются, люди вовлекаются, начинают дискутировать, обсуждать свои действия. А вы пока берите в руки отвертку. Смотрите, к ней на веревке привязана еще одна, ее подтяните выше и захватите второй рукой.
Но отвертки падают из рук, и только с третьей попытки я сжимаю виртуальные инструменты в руках. Дальше нужно выполнить еще несколько сложных для меня действий – половину слов профессиональной лексики я не понимаю, поэтому бесконечно уточняю, что мне нужно открыть, закрутить, проверить.
Директор МБА Юрий Колесник рассказывает:
– С VR-обучением познакомился во время зарубежной командировки в один из старейших университетов мира. С тех пор меня не покидала идея создания виртуальной среды для образовательных целей, которую получилось реализовать в Международной бизнес-академии «Белоруснефть». Так как одна из причин производственного травматизма – по-ражение электрическим током, обучение с помощью искусственной действительности очень актуально.
Каждое действие обучающийся может повторить столько раз, сколько нужно. В классических условиях учебы сделать это практически невозможно. VR-лаборатория похожа на симуляционный центр в медицинских вузах. Отработанные до автоматизма действия помогают не совершать ошибок во время реальных манипуляций.
Скорая виртуальная помощь
Весь софт разрабатывается специалистами «Белоруснефти». Например, программное обеспечение – виртуальные тренажеры – создано в «Белоруснефть-Нефтехимпроекте». На эту часть работы ушло около полугода. Юрий Колесник уточняет:– Чтобы такое обучение могли пройти не только сотрудники нашей компании, мы взяли типичные условия работы для электротехнического персонала – распределительное устройство мощностью 0,4 кВ и трансформаторную подстанцию. Воссоздать объекты в цифре достаточно трудоемко – к ним нужно было приехать, сфотографировать, снять на видео, изучить.
В группе обучающихся – не более девяти человек. По три на каждый сценарий. Если ученик допускает ошибки, педагог видит их на мониторе. Еще один учитель – сама цифровая система. Она просто не позволит выполнять следующее действие, если предыдущее сделано неправильно.
– Допустим, специалист не надел виртуальные перчатки, значит, не сможет открыть электроустановку, – комментирует директор МБА.
Со временем в Международной бизнес-академии «Белоруснефть» появятся программы для работы в паре или даже команде. Например, для оттачивания навыков публичных выступлений и работы на высоте. Так как обучение мобильно, его можно организовать на территории любого предприятия или организации и таким образом оказать коллективу скорую виртуальную помощь.