Традиционную игровую куклу возрождают в Клецком районе

Неразлучники в приданом

В Клецком районе статус «деревни будущего» должен получить агрогородок Кухчицы. За последние 10 лет здесь построено почти три десятка домов улучшенной планировки со всеми удобствами. Небольшой поселок местные называют кухчицкой Рублевкой. В агрогородке созданы условия для комфортной жизни: наличие объектов торговли и услуг, школы и детского сада, газификация домов... Недавно благоустроен парк, оборудован детский городок, построены амфитеатр и площадка для пляжного волейбола. Ну а сельский Дом культуры стал настоящим центром духовного воспитания на местных традициях. Ведь деревни будущего не бывает без бережного отношения к прошлому. У СДК много проектов, которыми работники культуры могут привлечь жителей и вызвать интерес к своим корням. Одна из таких фишек — возрождение местной куклы.



Когда смотришь на забавных кукол на поленцах, вспоминается сказка про Буратино. Дерево в стародавние времена — главный материал для разных поделок. Из чурок вырезали, выпиливали, выдалбливали фигурки людей и животных, мастерили игрушки. У трудового люда, как говорится, потехе час, вот и делали из всего, что попадалось под руку. Из соломы, кудели, тряпок, чурок. Дети забавлялись, перебирая зернышки. Такую сыпучую игрушку давали отстающему в речевом развитии ребенку. Наши предки понятия не имели о мелкой моторике, но четко знали: если ребенок будет работать пальчиками, то и говорить научится быстрее.

ТАТЬЯНА Есис, руководитель кружка декоративно-прикладного творчества Кухчицкого сельского дома культуры, о куклах на поленцах услышала от директора СДК Натальи Войтик. А та от своей мамы Алены Михайловны Шпак, перенявшей традиции от своей — Феклы Ивановны Каражан 1889 года рождения.

Татьяна ЕСИС.

В семье Татьяны Борисовны все мебельщики, а она задельщик по дубу. Династия по линии мужа насчитывает 140 лет общего трудового стажа на Синявской мебельной фабрике. Ничего не предвещало ее переход в творческую сферу, но на фабрике настали тяжелые времена, потом производство и вовсе закрыли. Татьяна устроилась в Синявский ДК — хорошо рисовала, пела в хоре. Потом нашла работу по душе в Кухчицком СДК:

Кукла на поленцах.
— В культуре уже около семи лет. Недавно окончила Гродненский колледж искусств по специальности «режиссер народных обрядов и праздников». Надо было определиться с направлением, в котором буду работать плодотворно. Я выбрала куклу. Подсказку основываться на местных традициях дала Ольга Пилецкая, методист по народному творчеству. Идея мне очень понравилась. Стала вначале делать обережную куклу. Это моя первая коллекция, вторая — «местачковай лялькі». Образы рождались в голове. Но первый блин не оказался комом. Взяла диплом первой степени на областном фестивале «Слуцкие пояса». Обережная получила диплом первой степени на фестивале в Клецке.

АЛЕНА Шпак, от которой передались тонкости кукольного мастерства, в семье была последышем — восьмым по счету ребенком. Таких обычно оставляли дома на старших детей. Чтобы не докучала, вручали самодельную куклу, крутили игрушку прямо на глазах. Вот и запомнилось. Наталья Войтик — ее дочь, несмотря на умение мамы плести чудодейственных кукол, росла одна. Зато все легенды и предания передались ей:

— Родом мама из деревни Драбовщина. Тогда говорили: «Ходзіць у клуб на спеўкі». Она пела, вышивала, вязала и знала много прибауток, сказок. У бабули Феклы Ивановны Каражан первыми на свет появились четыре мальчика, а потом дети перестали рождаться. Мама рассказывала, что бабуля накрутила много кукол, прежде чем родились одна за другой четыре дочери. Из больших чурок делали кукол и давали девочкам, чтобы они их носили, когда в семье рос только один ребенок, а родителям хотелось больше. Женщину, у которой одно дитя или двое, местные в то время звали «бяздзетухай».
«Местачковая лялька» своеобразная. Делали ее на березовых поленцах, из других натуральных материалов — соломы, сена. Есть большие и маленькие, вмещающиеся в ладошку.
— Мне очень нравятся Неразлучники, — показывает поделки Татьяна Борисовна. — Их дарят или кладут вместе с приданым девушке, когда образуется новая семья. У них в одну слиты ручки на сливовом прутике — отсюда и название пошло. Делаем Бабу-ягу — очень сильный оберег, его часто заказывают для дома. Ставят на полку, чтобы чужие не видели, и кукла охраняет жилище. «Божий глаз» — ромб, выложенный яркими нитками мулине, — вешают в прихожей, чтобы человек, заходящий с дурными мыслями, не смог пройти дальше. Пускает «глаз» только людей, которые приходят с добром.

Рушник, которому 110 лет.

В КРУЖКЕ несколько девочек увлеклись кукольными поделками. Вначале они рисовали с детьми, осваивали лоскутную технику кинусайга, рожденную в Японии. В Стране восходящего солнца кусочки ткани «втыкают» в деревянную доску. В отличие от многих восточных видов рукоделия кинусайга придумана не во времена древних императорских династий, а совсем недавно — в 1980-е годы. Одна японская мастерица создала оригинальный способ избавляться от старых кимоно: она начала делать из них удивительные картины. 

— У нас же изображения из фрагментов ткани делают по пеноплексу, — Татьяна Есис внесла свои особенности в технологию. — Вырезают детали из джинсовки, ситца, меха и любого материала, который удается заполучить для кружка, и оформляют пластиковую дощечку. Детям нравится. Те, кто постарше, начали заниматься кук­лой.



Их тоже изготавливают из материалов с историей. Это может быть старая бабушкина юбка или платок. Чувства, которые мастерица вкладывает в каждое свое действие, пожелания, которые можно проговаривать при мотании ниток или тряпок, тоже имеют значение. Девочки из кружка Татьяны Борисовны «Радуга красок и цветов» зажигают свечу и закрываются в кабинете, чтобы никто не нарушил их светлых мыслей. Татьяна читает молитву, чтобы все получилось правильно. Ею уже собрано около двадцати местных кукол, все они разного назначения:

— «Местачковая лялька» свое­образная. Делали ее на березовых поленцах, из других натуральных материалов — соломы, сена. Они бывают большие и маленькие, вмещающиеся в ладошку. Есть такая, которой завязывают в голову камушек, ее надевают на пальчик. Предназначены куклы в основном для игры. Пока мои коллекции небольшие. Хочу разно­образить их и внести что-то свое — например, вышивку с традиционными местными узорами. Подсмотреть есть где: в Доме культуры собрано много вышивок, рушников. Одному — 110 лет, и достался он нашему директору Наталье Михайловне от бабушки. У нас очень дружный коллектив, всех объединяет дух творчества.



Кухчицы этим летом прославились огромным соломенным пауком в поле, который стал интернет-мемом. Делать его помогали работники культуры. Но есть у этого агрогородка и другая фишка — ансамбль «Ивушка». Директор СДК взяла идею у Натальи Фалион и ее «Лисапетного батальона». Местные артистки водружают на голову огромные цветы, наряжаются в платья в горох и перепевают веселые песни. В четвертый раз прошла «Песня года Кухчиц». На церемонии победителям вручают золотой микрофон на подставке заслуженные люди агрогородка.

А еще сельчане создали уникальный музей местного быта. Идея этого начинания возникла спонтанно: нужно было куда-то девать вещи, утварь домашнего обихода из разобранного родительского дома Натальи Войтик. Как раз отремонтировали и привели в порядок третий этаж клуба, там и расположили раритеты. Потом, после праздников деревень, жители стали отдавать вещи с выставок, обычно устраиваемых в такие дни. Ольга Антоновна Новиченко подарила музею множество вышиванок — скатерти, подузорники, рушники, салфетки. Мария Петровна Проневич принесла на хранение рушник 1964 года и оригинальную вышитую женскую сорочку, которые достались ей по наследству от свекрови.


Нина Петровна Слаута передала в дар хранившийся в доме матери резной буфет для посуды ручной работы, ее личные ордена и медали, немало одежды 40—70-х годов прошлого столетия. Кто-то принес маслобойку, кто-то — детскую люльку, колыбель. На одном из праздников пожилая сельчанка предложила забрать ее старинный шкаф, стол и резную скамью.

Люди сами отдают материю из бабушкиных сундуков, одежду. Одна сельчанка подарила 5 рулонов самотканого полотна.



— Жители не жалея несут нам из своих старых загашников добротные, но устаревшие, вышедшие из моды вещи, — благодарна односельчанам директор СДК. — Иногда на концерте из зала слышно: «Ой, в моем костюме выскочила». Так появляется и материал для кукол. Вот и получается, что эти маленькие деревянно-тряпичные игрушки несут на себе отпечаток прошлого, в них душа талантливых людей родного края.

КОММЕНТАРИЙ

Ольга ПИЛЕЦКАЯ, методист по народному творчеству Клецкого районного центра культуры:


— Именно в Кухчицах делали кукол из бревна и платочков. Старожилы еще помнят, как их обматывали. Убеждена, в любом кружке должна быть опора на народную культуру и традиции. Везде сейчас пропагандируют славянских кукол как народных, на самом деле они отличаются от наших. Крестьянам некогда было делать обережных кукол. В основном встречались игровые, чтобы занять ребенка. Да, были ритуальные поделки, например «Борода», когда на поле оставляли несжатый кусочек и формировали из колосьев нечто наподобие куклы. А различные берегини свойственны российским регионам.

klimovich@sb.by

Фото автора.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter