Неравный счет

С тех пор как появился общественный транспорт, люди разделились на две категории: пассажиры и контролеры.
С тех пор как появился общественный транспорт, люди разделились на две категории: пассажиры и контролеры. Про контролеров мы писали неоднократно и даже выезжали с ними в рейды, чтобы вникнуть в тонкости работы с безбилетниками. А ведь таковых несознательных граждан гораздо больше, нежели проверяющих, да и вероятность почувствовать себя в этой незавидной роли есть абсолютно у каждого. Вот я и решила побыть «зайцем», причем отъявленным! Раз уж речь зашла о контролерах, признаюсь честно: мне «посчастливилось» столкнуться с ними несколько раз. Если все их сопоставить, то можно попытаться нарисовать примерный потрет людей, выполнявших этот нелегкий труд в разные годы.

Самый первый раз меня отпустили. Было это лет 10 назад, я поздно возвращалась из гостей. Денег хватило только на один талончик. Так как пересадки на моем пути было три, я бережно спрятала свой проездной документ в карман непробитым. Контролеру рассказала все честно. Представьте себе, этот добрый дяденька (кстати, я до сих пор его помню) не просто не стал меня мучить, но даже не порвал единственный талончик.

Примерно в середине 90–х, будучи студенткой, я попалась опять. На этот раз ехала на вокзал покупать билет на поезд. Как у большинства студентов, деньги были отложены ровненько на билет. Подошли двое жуликоватого вида с характерным запашком и с удостоверениями контролеров. Высадили, вульгарно обсуждая мой внешний вид: мол, у такой хорошо одетой девушки не может не быть денег на оплату штрафа. Смешно сказать, но запомнила я эти слова именно потому, что в тот день взяла поносить у сестры классный свитер и куртку. При этом бюджет мой все равно оставался скудным студенческим.

— У меня не хватит денег на штраф, — чуть не плача в очередной раз сказала я, пересчитывая свою нехитрую наличность.

— Тогда давай, сколько есть, — тут же нашелся один из контролеров и, не дожидаясь, пока я протяну ему деньги, выхватил сам. Пересчитал и сказал грозно: «Тут ровно половина штрафа. Так и быть, мы ограничимся этим, считайте, что вы легко отделались». И мужчины направились в подошедший троллейбус, естественно, «забыв» выписать мне какую–либо квитанцию.

С тех пор я не люблю талончики и практически всегда покупаю проездной. Есть он у меня и сейчас, но любопытство порой бывает дороже денег, и недавно, встретив «десант» контролеров, я решила узнать, как долго смогу продержаться в неравной «схватке» с ними. Версию выбрала самую распространенную: мол, забыла купить талончик, проехала всего одну остановку, пожалуйста, не штрафуйте...

К чести сегодняшних «транспортных стражей», хочу сказать — все они люди приличные, очень вежливые и приятные. На остановке обступили меня втроем и предложили пройти в известный «красный» автобус. На мой вопрос, зачем, ответили, что там составляют протоколы. Я отказалась.

— Тогда мы вас заведем! — попробовала было грозно сказать одна из контролеров (потом я узнала, что на самом деле их должность называется ревизор).

— Интересно, как? — искренне удивилась я.

— А я вас занесу на руках! — тут же нашелся ее коллега.

Ну какой из нас не хочется, чтобы симпатичный мужчина пронес на руках! Но только не в этот автобус, решила я, и снова категорически, но не повышая голоса заявила, что никуда не пойду.

— Тогда мы остановим патрульную машину! — пригрозила мне тетенька.

— Останавливайте! — не могла я упустить такой шанс.

Откуда ни возьмись, появилась патрульная машина. Из нее вышел молодой милиционер с огромным автоматом наперевес. Честно скажу, не ожидала и испугалась. Он вежливо спросил: «Ну как, сама пойдете или наручники наденем?» Такое развитие событий никак не входило в мои планы, и я пошла–таки в автобус, мысленно засчитав 1:0 в пользу контролеров.

В автобусе предъявила удостоверение, так как других документов не оказалось.

— Ну вот такая замечательная у вас профессия. Что вам каких–то 12 тысяч! Не думайте, мы получим только половину этого. А вы всего лишь напишете лишнюю статейку, — сразу же услышала комментарий.

Что я могла ответить? Разве только окончательно убедиться, что статейку все–таки напишу. Между тем штраф платить не собиралась. И, надо сказать, оснований для этого у меня было предостаточно. Пока я находилась в автобусе, туда привели человек 7. Кто–то говорил, что, дескать, безработный и даже предъявлял справку об этом (так, между прочим, поступал каждый второй). Одна девушка расплакалась и стала умолять отпустить ее на работу. Еще одна дама громко кричала, топала ногами, чуть ли не адвоката требовала. Я так подробно рассказываю тактику разных безбилетных пассажиров, потому что все они... были благополучно отпущены. При этом лишь некоторые оплатили стоимость билета. Ни о каком штрафе, постановлении об административном нарушении, протоколе, как со мной, с ними никто и речи не вел. Конечно, мне стало обидно. Да, я не истеричка, не умею рвать горло и топать ногами, но ведь все мы совершили одинаковый проступок. На мое замечание контролеры заверили:

— Не волнуйтесь, все они понесут наказание, а вот вас, если не заплатите штраф, мы доставим в милицию и составим протокол!

Я еще долго «напрягала» всю эту компанию разными вопросами о своей участи. Вариантов мне предлагалось несколько: оплатить штраф в размере 12.000 рублей сразу; не оплатить и подписать постановление об административном нарушении, в котором укажут, что задержали меня с милицией, за что потом через суд я должна буду заплатить от 2 до 4 базовых величин; в милиции подписать протокол, согласно которому также будут требовать через суд только гораздо большую сумму. Наконец, «суд удалился на совещание» — то бишь группа, задержавшая меня, вышла из автобуса. Вернувшись, предложили заплатить хотя бы... 360 рублей за проезд. 1:1 — торжествовала я, но, как оказалось, рано. На этот раз в моей сумочке была вся полученная накануне зарплата. Выдали мне ее сплошь 20–тысячными купюрами. Я и протянула доверчиво такую бумажку. Опытная девушка–ревизор, прекрасно слышавшая, на какой сумме мы «сошлись», быстренько оформила квитанцию на штраф и дала 8.000 рублей сдачи. Я присудила контролерам еще одно очко и уже хотела их поздравить с заслуженной победой, как у меня вырвалось профессиональное:

— А теперь я бы хотела познакомиться с вами и узнать фамилии людей, в компании которых провела почти час.

Я так и не поняла, почему ревизоры испугались, ведь на самом деле меня задержали абсолютно справедливо. Да, я пыталась оправдаться, так ведь все же пытаются. Фамилии мне называли нехотя, сквозь зубы, говорили, что они, мол, моей фамилии не спрашивали (это проверив удостоверение!) и я не должна. Предлагали какой–то номер на квитанции, дескать, по нему можно уточнить у начальника Ф.И.О., уверяли, что, если бы я сначала принципиально не отказалась пройти в автобус, меня давно бы уже отпустили. В конце концов мы вышли из автобуса, где мне очень осторожно предложили вернуть деньги.

— Возвращайте, — обрадовалась я.

Ревизоры начали обсуждать, как им избавиться от пронумерованной и надорванной квитанции, а мне их стало... жаль. Из всех «зайцев» за час штраф заплатила я одна. А у них, наверное, план, от которого зависит зарплата, да и нервы, которых должно быть больше, чем у всех «зайцев», вместе взятых, и вечная борьба с безбилетниками.

— Не нужно ничего делать с квитанцией, — великодушно сообщила я, отметив про себя... нет, это не 2:2, в спорте за такие поддавки их бы просто дисквалифицировали!


Из жизни «зайцев»

Я расспросила своих знакомых о том, приходилось ли им встречаться с контролерами и чем все это закончилось.

Один приятель, отрекомендовавшись «опытным зайцем», рассказал, как однажды властно сказал подошедшему контролеру: «Отойди!», потом проницательно посмотрел в глаза и продолжил: «Я веду объект». Контролер задумался и ушел.

Девушка–студентка призналась, что никогда не пробивает талонов в переполненном транспорте. А когда подходит контролер, серьезно кричит в другой конец автобуса: «Таня, покажешь мой талончик!» Срабатывает не всегда.

— Я иногда притворяюсь эпилептиком, начинаю трястись и даже слюну пускаю, порой просто глухонемым — невнятно мычу. Результат стопроцентный, — поделился один человек творческой профессии.

А вот такой диалог пересказал студент академии искусств:

— Почему я должен предъявлять вам талон?

— Потому что я контролер.

— Я вам не верю.

— Вот мое удостоверение.

Студент выхватил удостоверение у опешившего контролера: «Теперь вы предъявите мне талон, потому что у меня удостоверение!» От штрафа спасло то, что смеялся весь автобус.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter