Неравноценный обмен

Стоит ли менять учебу в белорусских вузах на имидж «диссидента»?

Стоит ли менять учебу в белорусских вузах и возможность стать квалифицированными специалистами на Родине на дешевый имидж «диссидента» и туманные перспективы обучения в чужой стране?

Эту историю поведали в одном из гродненских университетов. Студент, изучающий там точные науки и никогда ранее публично не демонстрировавший пристрастия к политике, 19 декабря оказался на «плошчы». Да еще и не один, со своей матерью – женщиной средних лет. За ней, как и за сыном, до этого дня ни друзья, ни сослуживцы интереса к политике также не замечали.

Тем не менее оба отправились на несанкционированную акцию, за что и получили предусмотренное законом наказание.

 Едва вернувшись в Гродно, мать явилась в вуз, где настойчиво поинтересовалась: «Моего сына уже отчислили?»

Полученного ответа женщина явно не ожидала. Молодого человека, несмотря на далеко не «бесхвостую» зачетку, выгонять никто не собирался. После представления справки о нахождении в течение десяти дней под административным арестом, которая объяснила его отсутствие в учебном заведении, студента допустили к сессии.

Юноша начал сдавать зачеты. Однако уже спустя несколько дней пришел к однокурсникам с новостью: «Мы больше не увидимся, учиться здесь я не буду». Обеспокоенные отсутствием молодого человека преподаватели позвонили ему домой. Ответила мать: «Ваше образование нам больше не нужно».

В университете новоиспеченный «диссидент» больше не появился, хотя из вуза на его адрес отправлено официальное письмо с предложением продолжить учебу.

Вот только вопрос, воспользуется ли он этой возможностью, остается открытым. Ведь за внезапным решением вначале участвовать в несанкционированной акции, а затем создать себе имидж притесняемого властями вполне может стоять банальное желание получить «льготный билет» на ПМЖ за рубежом.

Сделать такое предположение заставляют другие примеры, которые можно найти в различных ресурсах сети Интернет. В частности, размещенный в одном из них рассказ об еще одной гродненке – Ольге Голубец. Эта девушка, находящаяся сейчас в Швеции, попросила у властей скандинавского государства политическое убежище, объяснив свое стремление тем, что возвращение на Родину для нее как для активистки оппозиционной организации «Малады фронт» может быть опасным. В доказательство Голубец предъявила рекомендацию бывшего руководителя региональной структуры «Молодого фронта» в Гродно Евгения Скробутана. Оппозиционер заверяет, что Ольга Голубец является ярым борцом «за демократию», активно участвовала в акциях протеста и подвергалась преследованиям.

В вузе, как выяснилось, помнят недавнюю студентку. При этом утверждают, что никаких политических жестов за ней замечено не было, проблем по этому поводу ни с администрацией университета, ни с правоохранительными органами девушка не имела. Лишь в оппозиционных СМИ несколько лет назад мелькнула ее фамилия. Голубец тогда стала случайной участницей акции «Маладога фронту» в Жодино, но после того единственного раза ни в чем подобном больше не засветилась.

Знают в университете и о другом: Ольга не скрывала некоторых проблем со здоровьем. Вероятно, поправлять его девушка собирается в Швеции.

Желание по-человечески вполне объяснимое. Нередко и белорусские СМИ идут навстречу больным людям, публикуя заметки с номерами благотворительных счетов для сбора средств на дорогое лечение, если необходимо, то и за рубежом. И хотя Ольга избрала другой, конфронтационный путь, проблемы со здоровьем в любом случае вызывают сочувствие. Но вот мотивы автора рекомендательного письма Скробутана далеко не так однозначны. Ведь приписав своей протеже лавры «барацьбiткi», он явно ввел в заблуждение официальные структуры европейского государства. И у каждого здравомыслящего человека не может не возникнуть вопрос: для чего это понадобилось «свядомаму» руководителю структуры «Маладога фронту»?

О том, что поход «на плошчу» некоторые недобросовестные люди использовали для решения визового вопроса, свидетельствует и еще одна реплика, найденная в сети. Парень, которому накануне не открыли визу в США, под псевдонимом Мелкий делится опытом с ровесниками: «Пусть попробуют отказать теперь!»

Нельзя не отметить, что решительность новоявленных псевдодиссидентов питается из-за рубежа. Уже пять лет в соседней Польше действует так называемая образовательная программа имени Калиновского, предусматривающая очное обучение в польских вузах молодых людей из нашей страны, «по политическим мотивам не имеющих возможности учиться в высших учебных заведениях Республики Беларусь». Ее участникам гарантируется не только поступление в вузы, но и проживание в общежитиях, а также ежемесячная стипендия в польских злотых в размере, эквивалентном 400 долларам США. Так красиво на первый взгляд звучит «пакет предложений».

Однако при ближайшем рассмотрении все оказывается далеко не столь радужным. Чтобы обрисовать реальную суть происходящего точнее всего, перефразируем ставшую уже крылатой в политике фразу. Трудно сказать, хотели ли отцы-основатели программы (а это председатель Совета министров Польши в 2006 году Казимеж Марцинкевич и экс-кандидат в президенты-2006, один из представителей белорусской оппозиции Александр Милинкевич) «как лучше», но получилось уж точно «как всегда». Лишь в 2006 году на 300 заявленных польскими властями мест было набрано 244 гражданина Беларуси. Уже в следующем, 2007-м, это количество упало до 71, в 2008-м – до 58, 2009-м – до 20. В прошлом, накануне президентских выборов в Беларуси, процесс набора несколько оживился, но и тогда ряды «калиновцев» пополнили лишь 65 студентов.

Что же касается качества предложенных услуг и преференций, то тут уместно вспомнить анекдот, суть которого сводится к одной емкой фразе: «Не путай туризм с эмиграцией». На деле оказалось, что престижные вузы и специальности доступны лишь для «сливок» приехавшего для обучения в Польшу студенческого сообщества. То есть для родных и близких нашей «оппозиционной элиты». Большинству же предлагаются не самые престижные факультеты провинциальных вузов, дипломы об окончании которых дают призрачные перспективы трудоустройства (то есть автоматически прогнозируют появление в будущем недовольства из-за невозможности устроиться на хорошо оплачиваемое место). Да и «комфортабельные интернаты» во многом оказались давно не видевшими ремонта общагами, которые по всем статьям уступают общежитиям белорусских вузов.

В том, что эти утверждения не пустой звук, убеждают, кстати, публикации не только в тех же интернет-ресурсах, но и в СМИ, которые едва ли кто-то из оппозиционеров рискнет обвинить в тенденциозности. В частности, в издаваемом не признанным белорусскими властями Союзом поляков на Беларуси журнале «Magazyn Polski». А конкретнее, опубликованное в № 6—7 за июнь—июль 2010 года интервью с одним из участников программы Димитром Чубаем «Поколение Калиновского». «…Существование программы приносит кому-то пользу, и здесь не идет речь о студентах-оппозиционерах, — констатирует Чубай. – К сожалению, качество осуществления положений программы с каждым годом снижается: стипендии не выплачиваются своевременно, подготовительный курс продолжается всего 16 дней. Люди, приезжающие из Восточной Беларуси, которым совершенно не знаком польский язык, сталкиваются с немалыми проблемами… Они вынуждены справляться с обучением на языке, которого не знают». «Калиновцы воспринимаются неоднозначно, — продолжает интервью корреспондент Эльвира Кучиньска. – Часто их называют дармоедами, которые только забавляются и ничем не проявляют себя в политике. С учебой тоже справляются не слишком хорошо. Поэтому правительство обвиняют в бесполезной трате денег. Много ли вокруг тебя таких дармоедов?» И получает ответ: «Кто приехал в прошлом году и, скорее всего, появится в следующем? Это молодые люди, имеющие влиятельных в белорусской оппозиции родителей, или те, кто знал, кому заплатить. Их не пугают экзаменационные сессии… Большинство из них приехали просто для того, чтобы посмотреть, как живут в Европе».

«Программа продолжается, потому что кто-то на ней хорошо зарабатывает» — этот вывод делают не официальные белорусские журналисты, а «калиновец» Чубай. Что ж, можно к нему присоединиться. Тем более приняв во внимание тот факт, что отправкой молодых людей для обучения в Польшу по программе имени Калиновского занимается так называемый комитет защиты репрессированных. А возглавляет его не кто иной, как супруга Александра Милинкевича Инна Кулей. Небезынтересно читателю будет узнать, что непосредственное отношение к почти семейному проекту имеет и сын этой пары Витовт – студент Вроцлавского университета в рамках программы имени Калиновского. В качестве ремарки можно сообщить: в 2006 году молодого человека из программы исключали, по сообщениям белорусских СМИ, за пьянство и дебоши, по объяснениям отца, «за то, что нарушил режим — проспал экскурсию». (Могут ли исключать из вуза за пропуск экскурсии, каждый рассудит сам.)

А вот тему вполне конкретного интереса белорусских оппозиционеров к выделяемым Западом «для поддержки демократии» средствам стоит продолжить. К этому побуждают многие события, происходящие с участием представителей белорусской оппозиции в уже послевыборный период. Яркий пример тому – публичная перебранка между экс-кандидатами в президенты 2006 года Александром Милинкевичем и Александром Козулиным, возникшая во время встречи с министром иностранных дел Нидерландов Розенталем в Гааге. Поводом к ней стало вручение Козулиным обращения от имени Координационной Рады демократических сил. «Этот досадный факт если не свидетельствует об амбициозной попытке узурпации коалиционной вывески или манипуляции ею, то, по крайней мере, ставит под сомнение возможность действительно приличной совместной работы оппозиционных сил в рамках Координационной Рады», — тут же заявил Милинкевич. Ведь обращение с членами совета этой малоизвестной структуры не было согласовано.

На первый взгляд можно подумать, что речь идет о соблюдении, так сказать, «партийной дисциплины». На самом же деле подоплека скандала куда банальнее. Европа пообещала выделить очередной денежный транш «отцам белорусской демократии», и претенденты на это звание не поделили очередь к пирогу.

Верность вышесказанного уже подтверждена фактом. На конференции доноров, прошедшей в Варшаве, заявлено об увеличении помощи белорусским оппозиционерам со стороны Еврокомиссии. Теперь она должна составить 15,6 миллиона евро. В целом же, по словам министра иностранных дел Польши Радослава Сикорского, европейское вливание на эти цели будет исчисляться 87 миллионами евро. Однако и эти суммы кое-кого не впечатлили. По заявлению руководителя польского негосударственного фонда «Свобода и демократия», «это не те суммы, которые могли бы четко изменить ситуацию гражданского общества в Беларуси». Другими словами, каравай оказался маловат. Потому и забеспокоились накануне претенденты на донорскую валюту.

Возвращаясь к программе имени Калиновского, это означает, что, вероятнее всего, на существенное улучшение качества ее исполнения претендентам в «калиновцы» рассчитывать не стоит. Так, может быть, стоит внять заявлению министра образования Беларуси Сергея Маскевича и вместо того, чтобы позволять использовать себя на всякого рода «плошчах», взяться за учебу, пересдать запущенные предметы и войти в жизнь квалифицированными специалистами в своей стране. Ведь министр заверил: по политическим мотивам из белорусских вузов никто не отчисляется и отчисляться не будет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter