Нерастраченный ресурс «бэушной» сельхозтехники

КАК мы уже сообщали, во время выставки «Белагро-2013» республиканское объединение «Белагросервис» провело международную научно-практическую конференцию, на которой обсуждались проблемы использования машин и оборудования на вторичном рынке. По поручению Минсельхозпрода оно будет заниматься реализацией этой программы. Как организована такая работа в России и Украине, какой техникой обновляют свои хозяйства фермеры Польши, на конференции рассказали заведующий лабораторией ГОСНИТИ (г. Москва) Россельхозакадемии Валерий ГЕРАСИМОВ, заместитель директора Института механизации и электрификации сельского хозяйства академии аграрных наук Украины, доктор технических наук, профессор Александр СИДОРЧУК и заместитель редактора варшавского журнала «Агромеханика», кандидат технических наук Яцек СКУДЛЯРСКИ. Полагаем, что их опыт заинтересует также специалистов и руководителей агропромышленного комплекса республики.

КАК мы уже сообщали, во время выставки «Белагро-2013» республиканское объединение «Белагросервис» провело международную научно-практическую конференцию

КАК мы уже сообщали, во время выставки «Белагро-2013» республиканское объединение «Белагросервис» провело международную научно-практическую конференцию, на которой обсуждались проблемы использования машин и оборудования на вторичном рынке. По поручению Минсельхозпрода оно будет заниматься реализацией этой программы. Как организована такая работа в России и Украине, какой техникой обновляют свои хозяйства фермеры Польши, на конференции рассказали заведующий лабораторией ГОСНИТИ (г. Москва) Россельхозакадемии Валерий ГЕРАСИМОВ, заместитель директора Института механизации и электрификации сельского хозяйства академии аграрных наук Украины, доктор технических наук, профессор Александр СИДОРЧУК и заместитель редактора варшавского журнала «Агромеханика», кандидат технических наук Яцек СКУДЛЯРСКИ. Полагаем, что их опыт заинтересует также специалистов и руководителей агропромышленного комплекса республики.

Яцек СКУДЛЯРСКИ (Польша):

Нет рекламы,  нет и спроса

В ПОЛЬШЕ насчитывается примерно 2,3 миллиона частных сельхозпредприятий, а на их долю приходится около 90 процентов всех сельскохозяйственных угодий. Средний размер крестьянских владений составляет 7,92 гектара. При этом более 70 процентов их не превышает и пяти гектаров. В то же время имеется около 10 тысяч хозяйств со ста и более гектарами сельхозугодий у каждого. Так что для обработки земли аграрии используют немало различной техники, в том числе и импортной.

Что же касается тракторов, то спрос на них в последнее время постепенно увеличивается. Только в прошлом году было продано более 19 тысяч единиц новых тракторов различных марок, на 12 процентов больше, чем в предыдущем. Но как тогда, так и в 2011 году это были рекорды реализации такого вида техники. Спрос на нее всегда был, есть и будет. Другое дело — в каком количестве и на какие виды машин.

На вторичном рынке наблюдаются примерно те же тенденции, что и на первичном. Выгода от их использования очевидна — они стоят дешевле, а поработают еще немало времени. Так что вложенные затраты себя оправдывают. За минувший год, например, через вторичный рынок страны прошло около 13,2 тысячи тракторов различных производителей.  Среди них было немало машин и Минского тракторного завода.

Правда, в последнее время он начал сдавать свои позиции. В минувшем году, например, количество новых реализованных тракторов этого белорусского гиганта машиностроения сократилось процентов на 70. А если учесть, что тогда наши земледельцы купили рекордное их количество, то на этом фоне поставки такой техники из Беларуси можно считать скромными.

Почему так получилось?

Однозначно ответить на этот довольно непростой вопрос невозможно. Но одна из важнейших причин, на мой взгляд, в том, что главный дилер Минского тракторного завода в минувшем году объявил о своей ликвидации. Второй причиной, полагаю,  является дефицит рекламы в средствах массовой информации. А без нее на польском рынке рассчитывать на успех не приходится. За последние годы я не припомню случая, чтобы у нас кто-то писал о заводе или его тракторах, показывал, как они работают, в чем их преимущество. В то же время конкуренты в рекламу вкладывают большие деньги. Не случайно ее называют двигателем торговли, прогресса, или, как теперь модно называть, бизнеса.

На полях нашей страны работает около 50 тысяч тракторов Минского тракторного завода. Больше всего среди них — МТЗ-82. Наши потребители с уважением относятся к этим, да и другим, более мощным белорусским работягам. Но если учесть, что в этом году у польских земледельцев увеличился спрос на подержанные тракторы, то почему бы этим не воспользоваться белорусским производителям? Наши фермеры подыскивают себе недорогую технику с надежной системой обслуживания, достаточным количеством запасных частей.

Логика в этом простая: если имеется около 50 тысяч белорусских тракторов, то, несомненно, к ним можно найти и необходимые запчасти. Тем более что подержанный трактор, как известно, не получает никакой гарантии. А пока не появятся очередные новые фонды, чтобы стимулировать приобретение той или другой техники, земледельцы будут пытаться приобретать то, что подешевле, надежно и удобно, что соответствует их требованиям. В том числе и на вторичном рынке. Так что свято место, как говорится, пусто не бывает. Пустую нишу быстро заполнят конкуренты.

Валерий ГЕРАСИМОВ (Россия):

Восстановленный трактор борозды не испортит

ВО МНОГИХ странах с развитым сельским хозяйством более 50 проц. механизированных работ выполняется подержанными машинами. В США, Франции и Германии, например, на один новый трактор приходится 3—4 подержанных. По данным Национальной ассоциации дилеров тракторных заводов, в США насчитывается более 500 предприятий и пунктов по восстановлению подержанной техники.

Что же касается сельского хозяйства России, то на начало этого года там насчитывалось около 700 ремонтно-обслуживающих предприятий различного уровня. Ежегодно восстанавливается 55—65 проц. тракторов и более 60 проц. зерноуборочных комбайнов. При этом около половины всех затрат  на ремонт приходится на тракторы, примерно 25—28 проц. — на зерно- и кормоуборочные комбайны.

За последние три года техническая готовность энергонасыщенной техники в АПК страны к началу полевых работ составляла не более 75—80 проц.  от общего количества парка. А остальная, к сожалению, не участвует в сельхозпроизводстве. В минувшем году, например, не работало 85—95 тысяч тракторов, 23—27 тысяч зерноуборочных и около 4-х тысяч кормоуборочных комбайнов при остаточном их ресурсе 60—75 процентов. После ремонта они могут еще эксплуатироваться 5—6 и более лет.

Как показали исследования, средняя наработка отремонтированных тракторов К-700/701 с двигателем ЯМЗ-238 на вторичном рынке Татарстана повысилась в расчете на один отказ на 11 процентов. А общая годовая экономия средств от восстановления изношенных деталей и модернизации тракторов К-700/701, Т-150К, комбайнов «Дон-1500Б», КСК-100 и Е-281 составила более 634 млн. российских рублей.

Стоимость модернизированной энергонасыщенной сельхозтехники, поступающей на аграрный рынок страны, составляет не более 55—60 проц., а срок амортизации — 85—90 проц. от новых машин, что делает их доступными для агрохозяйств среднего и даже ниже среднего уровня экономического состояния. В АПК Рязанской области, например, при минимальной ежегодной господдержке бюджета области в 30—35 млн. руб. через вторичный рынок ежегодно будет реализовываться около 600 тракторов, 150—160 зерноуборочных и 55—60 кормоуборочных комбайнов, что даст возможность производителям сельхозпродукции получить дополнительный доход от их использования в 75—80 млн. руб., поднять уровень технической готовности сложных сельскохозяйственных машин на 5—7 проц.

Александр СИДОРЧУК (Украина):

Импорту придется потесниться

УКРАИНА, как и Беларусь, в последнее время делает ставку на развитие собственного сельхозмашиностроения с учетом импортозамещения. Зарубежная техника, с одной стороны, как будто бы хорошо, но когда наступает время ее сервисного обслуживания, то возникает немало проблем. Дорого оно обходится. Тем более что государственная система технического сервиса, которым в свое время занималась «Сельхозтехника», можно сказать, ликвидирована. Теперь он находится в частных руках. А из 1100 ремонтных предприятий осталось только 170. К тому же техника за время эксплуатации порядком износилась. Так, более 70 процентов зерноуборочных комбайнов, а это около 40 тысяч единиц, эксплуатируются 15 лет и более. Без их ремонта уже не обойтись.

Аналогичная ситуация прослеживается и в тракторном парке: не менее 91 тысячи единиц отработало 15—20 и более лет. А это примерно 78 процентов всех тракторов.

Все это не лучшим образом сказывается на соблюдении сроков проведения весенних полевых работ, уборки урожая, а потом и урожайности сельхозкультур.

Даже несмотря на то, что Украина ставит амбициозные задачи по валовому сбору зерна, — одной из важнейших проблем наших аграриев остается обеспечение их зерноуборочными комбайнами. Количество такой техники в сельскохозяйственных организациях сократилось с 65 тысяч в 2000 году до 32 тысяч в прошлом. Уже не один год прослеживается устойчивая тенденция по увеличению их количества в хозяйствах населения, но эти темпы роста не перекрывают уровень снижения в сельхозпредприятиях. Поэтому приходится создавать машинно-технологические станции, которые централизованно могли бы убирать выращенный урожай вместе с хозяйствами, заниматься обновлением машинно-тракторного парка.

Только за минувший год приобретено около 14,8 тысячи единиц сельхозтехники, в том числе 978 зерноуборочных комбайнов, в основном импортных, и 3980 — тракторов. Больше половины из них тоже не отечественного производства. При этом импортная техника на внутреннем рынке продается без надлежащего обеспечения нормативно-технологической документацией для ремонта. Что же касается вторичного рынка машин и оборудования, то он у нас пока еще не развит.

Белорусская техника хорошо известна в нашей стране. «Укравтозапчасть», например, собирает белорусские тракторы и реализует их. Не прочь наши аграрии пополнить свой парк и техникой «Гомсельмаша», но крен постепенно делается на собственное производство машин и оборудования.

НА СНИМКЕ: Александр СИДОРЧУК, Яцек СКУДЛЯРСКИ и Валерий ГЕРАСИМОВ обсуждают проблемы использования машин на вторичном рынке.

Анатолий ЦЫБУЛЬКО, «БН» и Михаил ЯГЕЛО

 

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter