Нерастраченное тепло

Станет ли работа приемной мамы более популярной? В Пружанском районе уже 18 семей воспитывают приемных детей. В органах опеки и попечительства рассматриваются еще несколько заявлений. Что побуждает людей к такому шагу?

“Это была воля Божья”, — объясняет свой поступок Любовь Лиходиевская. Три года назад они с мужем приняли в семью 9-летнюю девочку. Любовь Дмитриевна смотрела раньше передачи по телевизору про сирот и даже не представляла, что когда-нибудь сама возьмет на воспитание ребенка. Но так сложилось, что на какое-то время она устроилась работать в социально-педагогический центр с социальным приютом Пружанского района. “Там мое сердце остановилось. Девочка сама выбрала меня”, — вспоминает Любовь Дмитриевна.
“Я себя реализовала как мать, — раскрывает она свои мотивы. — Родная дочка уже взрослая, у нее самой двое детей. Но какое-то нерастраченное тепло у меня осталось”.
Хорошо, отмечает Любовь Лиходиевская, что государство поддерживает деньгами. С учетом денежной компенсации, выдаваемой на содержание приемного ребенка, а также зарплаты за работу мамой выходит в месяц около 700 тысяч рублей (около 450 тысяч зарплата плюс примерно 250 тысяч рублей госпомощь на содержание ребенка). Также насчитывается трудовой стаж.
Однако, как убедилась она, вряд ли следует становиться приемными родителями тем, кто хочет на этом заработать. “Мы потратили немало денег на лечение приемной дочки, — объясняет мама. — Для того, чтобы она наверстала упущенное в учебе, нанимали для нее репетитора. Хорошо, что муж, хоть и на пенсии, продолжает работать”.
Тем не менее такие расходы, похоже, не разочаровали в принятом решении. Наоборот. “Улучшаем свои жилищные условия, хотели бы взять еще ребенка. Девочку”, — делится планами Любовь Дмитриевна.
Важнейшие критерии, по которым оценивают, может ли семья принять детей, это наличие соответствующей жилплощади и состояние здоровья претендентов. Только если первые два “экзамена” удачно сданы, начинается третий — психологическая диагностика со множеством вопросов. С учетом всех процедур процесс может растянуться на месяцы.
“Мы объясняем претендентам, что они должны руководствоваться принципом “семья для ребенка, а не ребенок для семьи”, — рассказывает Ирина Карваш, директор социально-педагогического центра с социальным приютом Пружанского района, где будущие приемные родители проходят специальную подготовку. С приемными родителями в отделе образования райисполкома заключается договор. Для них это работа, хоть и очень специфическая. В должностной инструкции профессионального родителя-воспитателя ничего не говорится об обязанности любить ребенка. Но без этого, видимо, выстроить хорошие взаимоотношения с приемным сыном или дочкой очень сложно.
“Наш центр — своеобразный промежуточный пункт”, — говорит Ирина Карваш. В нем до шести месяцев живут дети в возрасте до 15 лет, с семьями которых работают специалисты для восстановления семьи и детско-родительских отношений. За менее чем пять лет существования центра перед его работниками прошло более 200 несчастных детских судеб.
“В первую очередь мы стремимся восстановить семью, из которой прибыл ребенок”, — объясняет директор центра. Но сделать это крайне трудно. В большинстве случаев причина отобрания детей, а затем лишения родительских прав — алкоголизм родителей. Придешь домой к такому горе-родителю, чтобы призвать его одуматься, посмотришь по сторонам и диву даешься, как ребенок мог жить в таких условиях.
Если восстановить семью не получается, то мальчишек и девчонок пытаются устроить в приемную семью или найти усыновителей. “Каждый ребенок должен жить в семье, а не в интернате” — такой принцип, как и во многих зарубежных странах, взят за основу и у нас. Как планируется, к 2015 году в Беларуси практически не должно остаться детских интернатов. За рубежом уже давно подсчитали, что жизнь ребенка в семье выгодна не только ему самому, но и государству, так как требует вдвое-втрое меньше госдотаций, чем при его содержании в интернате.
Возможно, в будущем мы придем и к тому, что приемных семей в Беларуси почти не останется, детей будут сразу усыновлять и удочерять. А пока для многих людей, ощущающих в своей душе нерастраченное тепло, формат приемной семьи может стать своеобразным совмещением приятного с полезным: можно не только поделиться родительскими чувствами, но и получить работу и государственную денежную поддержку.

На начало нынешнего года около 6,4 тысячи детей находились на воспитании в приемных семьях, более 1 тысячи — в детских домах семейного типа и детских деревнях.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter