Непутевый лист

Конкуренция на рынке транспортных услуг обостряется
Конкуренция на рынке транспортных услуг обостряется

Предприниматели Виктор Кожич и Раиса Шарикова, пришедшие в могилевский корпункт «СБ», фразу: «Помогите, нас грабят!» — так и не произнесли. Тем не менее смысл достаточно продолжительного разговора сводился именно к этой мысли. А еще Виктор Кимович и Раиса Федоровна надеялись, что вмешательство журналиста в конечном итоге спасет их от недобросовестных (по мнению моих собеседников) конкурентов.

И Кожич, и Шарикова, как и еще несколько десятков могилевских частных предпринимателей, зарабатывают междугородными пассажирскими перевозками. Если разобраться, они практически не отличаются от своих коллег из государственных транспортных предприятий: билеты на их маршруты продаются в кассах Могилевского автовокзала, машины отправляются строго по расписанию, льготникам предоставляются скидки.

— Можно было бы работать без проблем, — горячится Виктор Кожич, — но мешают нелегалы. Бойкие ребята, работающие незаконно, на подходе к автовокзалу сманивают наших пассажиров и уводят в свои микроавтобусы. Набивают их под завязку и везут по тем же маршрутам, что и мы. Наши же машины отправляются в дорогу буквально с несколькими пассажирами в салоне. Причем чаще всего это одни льготники. Как результат — деньги теряем мы, теряет автовокзал. Да и люди, уходящие к «нелегалам», очень сильно рискуют. Ведь наши конкуренты медицинский и технический осмотры каждое утро не проходят, ответственность перед пассажирами не страхуют. Соответственно в пути могут возникнуть неприятные сюрпризы. Ну а в случае ДТП никто его жертвам урон не компенсирует. Бывают случаи, когда конкуренты чуть ли не силу применяют, чтобы забрать наших пассажиров себе. В общем, пора это безобразие прекращать.

В принципе, в том, что рассказал Виктор Кимович, ничего особо нового для меня не было. Каждый раз, когда еду в командировку, вижу на автовокзале группу зазывал, монотонно перечисляющих маршруты — Минск, Бобруйск, Горки, — но особого внимания на них раньше не обращал (аналогичную картину можно наблюдать практически на любом другом автовокзале страны). Потому и отправился поближе познакомиться с «нелегалами». Большую часть которых, как оказалось, можно назвать таковыми... лишь с очень большой натяжкой.

— Да ты что, как это можно работать, нарушая требования закона? — возмутился один из маршрутчиков, встреченный мной неподалеку от автовокзала. — Это раньше здесь лишь бы кто стоял. А сейчас у многих из нас есть все: и лицензии, и путевки, и страховки, и кассовые аппараты. Плюс к этому перед выездом проходим через врача и техосмотр. Как можно иначе? В противном случае не только можно неприятности получить, но и машины лишиться. Другой вопрос, что мы вынуждены работать так, как сейчас. И хотели бы через кассу, через автовокзал, отдавая процент за продажу билетов, да не получается — нам говорят, что в нас нет необходимости. Но мы же покупали автомобили, получали лицензии — все это немалых денег стоит. И хочется не только потраченные средства вернуть, но и заработать. И, поверьте, мы для этого все стараемся сделать. Пассажира, например, готовы не только до вокзала отвезти, но и еще дальше — чуть ли не до дома. Ставим себе в микроавтобусы DVD–проигрыватели, чтобы люди в дороге не скучали. Постоянные клиенты уверены: если воспользуются нашими услугами, точно не получат никаких неприятностей — тот же государственный автобус зимой может попросту остановиться на дороге из–за какой–нибудь поломки. А мы, гарантирую, — нет. Один из моих пассажиров даже поговорку придумал: «Кто берет билеты в кассе, тот пешком идет по трассе».

Справедливости ради стоит отметить: это лишь на первый взгляд между предпринимателями, работающими от автовокзала, и «крутящимися» рядом нет разницы. На самом деле у них разные лицензии. Те, на чьи маршруты билеты продают в кассе, имеют право на регулярные пассажирские перевозки. Остальные — на нерегулярные. Последние по закону не имеют права сажать пассажиров на автовокзалах — вот и «тусуются» поблизости.

Из собственного опыта, из разговоров с друзьями и знакомыми знаю одно: человеку абсолютно безразлично, услугами какого перевозчика воспользоваться, — главное, добраться до места назначения в минимальное время и с максимальным комфортом. Другой вопрос, что из–за «перехватчиков» государственные структуры теряют достаточно большие деньги. По словам директора Могилевского автовокзала Сергея Мищенко, из–за конкурентов вокзал за 9 месяцев этого года недополучил как минимум 48 миллионов рублей.

Казалось бы, решение проблемы лежит на поверхности. Надо просто взять и заключить договоры со всеми желающими частниками. И пусть каждый платит причитающийся процент от продажи билетов плюс к тем 50 евро фиксированного налога, что сейчас вносит в бюджет ежемесячно. Но не тут–то было. Генеральный директор могилевского предприятия «Облавтотранс» Валерий Василевский признал, что междугородные пассажирские перевозки, осуществляемые подведомственными ему организациями, убыточны. Скажем, в будние дни салоны машин, идущих в Минск, заполнены не более чем на 50 процентов. И вместе с тем, по его словам, разговор о привлечении к работе перевозчиков, работающих сегодня автономно, вести нет смысла — мол, рынок транспортных услуг сегодня и так перенасыщен. Другой вопрос, что с конкурентами ведется борьба. Например, на автовокзале диктор периодически предупреждает пассажиров, что для них наиболее безопасно покупать билеты в кассах. Мне рассказывали, была идея (правда, пока нереализованная) использовать в «сражении» за пассажиров и различные государственные структуры — ГАИ, налоговую и транспортную инспекции. Но если водители не нарушают Правила дорожного движения, вовремя платят налоги, то какие могут быть к ним вопросы?

— Да и у нас к тем, кто соблюдает все правила игры, претензий нет, — говорит начальник транспортной инспекции по Могилевской области Валерий Руденок. — Какое обвинение можно предъявить человеку, имеющему лицензию, путевку, страховку, проходящему медицинский и технический осмотр? Да еще и в мыслях не имеющего сажать людей в салон на территории автовокзала? Никаких. Но вот нюанс: среди предлагающих свои услуги рядом с вокзалом есть и законопослушные перевозчики, а есть и нарушители, к которым мы применяем разные санкции — вплоть до лишения лицензий.

На данном этапе, как мне кажется, разрешение конфликта целиком и полностью в руках «Облавтотранса». Не верю, что нет возможности создать всем перевозчикам без исключения (хоть частным, хоть государственным) абсолютно одинаковые условия для работы под опекой главного автотранспортного предприятия области. А там пусть они уже сами борются за пассажира. В противном случае у «Облавтотранса» может появиться достаточно сильный конкурент. Мне показалась весьма любопытной одна идея. Перевозчики, которым не удается пока работать через кассы автовокзала, подумывают объединиться. И создать свою, альтернативную государственной, структуру. Если все получится, то желающему уехать, к примеру, в Минск не придется сначала добираться до автовокзала и стоять в очереди за билетами. Достаточно будет набрать номер телефона диспетчера, назвать конечную точку маршрута и... в означенное время ждать микроавтобус у своего дома. Согласитесь, достаточно привлекательное предложение, которое может прийтись по вкусу многим клиентам. Даже не являясь большим специалистом в организации пассажирских перевозок, можно с уверенностью сказать: значительную часть своих клиентов автовокзал может потерять. Впрочем, пока это идея, до реализации которой еще очень далеко.

...Тем временем частные перевозчики, заключившие договоры с вокзалом, сейчас перенимают тактику конкурентов. Стоят рядом с «перехватчиками» и отправляют своих пассажиров в билетные кассы. Драк и скандалов пока не замечено.

Фото Николая ТИТОВА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter