Решив отправиться в путешествие, мы первым делом определяемся с его маршрутом, прицениваемся к стоимости путевок, подыскиваем комфортабельный отель. При этом не всегда удосуживаемся поинтересоваться репутацией организации, которая отправляет нас на отдых.
— В последнее время клиенты туристических фирм стали грамотнее, осмотрительнее в том, что касается покупки путевок. Однако по-прежнему немалая часть поступающих к нам жалоб касается некачественных туруслуг, — говорит заведующая юридическим сектором общественного объединения “Минское общество потребителей” Анна Кришань. — Чаще всего туристы недовольны неудовлетворительными условиями проживания, а также в целом несоответствием качества предоставленных услуг заявленным турфирмой при заключении договора.
Некоторых нареканий могло и не быть, если бы клиенты внимательнее читали договор, который им предлагают подписать в турфирме. Зачастую, вместо того чтобы детально изучить документ, где излагаются условия принимающей стороны, наивные туристы полагаются на слова менеджера, который клятвенно заверяет, что обладатель предлагаемой им путевки попадет чуть ли не в сказку, где за низкую плату исполняется любой каприз. А когда на отдыхе обнаруживается несоответствие обещаний действительности, начинаются претензии к фирме. Но защитить свои права туристам в такой ситуации бывает сложно. Приведем несколько типичных историй.
Минчанин Николай Н. осуществил давнюю мечту — купил путевку на отдых в Абхазию. За вполне приемлемую цену в одном из туристических агентств ему предложили комфортные условия проживания в гостевом домике на берегу моря. Но все оказалось не таким привлекательным, как было обещано при оформлении путевки. У принимающей стороны возникли проблемы с транспортом. По этой причине от российско-абхазской границы до первой транзитной гостиницы Николаю пришлось добираться пешком — два километра по жаре с нелегким багажом. Нормально отдохнуть после такого марш-броска тоже не получилось: в двухместном номере гостиницы, кроме Николая, ночевали еще четыре попутчика. Но главное разочарование ждало нашего героя на курорте: гостевой домик с удобствами на берегу моря на деле оказался комнатой в общежитии с поломанной мебелью и удобствами на этаже. Вместо обещанного кондиционера предложили спасаться от жары вентилятором. Вернувшись домой, Николай обратился в Минское общество потребителей, юристам которого пришлось отстаивать интересы обманутого туриста в судебном порядке.
Специалист предупреждает: в договоре должны быть оговорены все обстоятельства, имеющие принципиальное значение для туриста. Уточните, вернут ли вам деньги за путевку в случае если вы откажетесь от поездки. Проигнорировав такой нюанс, вы можете оказаться ни с чем, если по каким-то причинам не сможете отправиться в путешествие.
Уточните, с кем конкретно вы имеете дело: с туроператором или турагентом. Туроператоры являются первоисточниками сформированных туров, имеют возможность их индивидуальной комплектации. Такие компании могут предоставлять значительные скидки. Турагент — фактически посредник, который перепродает туристический продукт, осуществляет его продвижение и реализацию
В такую ситуацию попали супруги Ивченко из Минска. Они собрались на отдых в Болгарию, но за пару дней до отъезда поменяли планы и решили вернуть уплаченную за путевки сумму. Однако в турфирме заявили, что они могут рассчитывать только на возврат денег, уплаченных собственно за отдых. А вот средства, потраченные на авиабилеты, возвращать туристам никто не собирался. Чтобы отстоять свои права, супруги тоже обратились за помощью в Минское общество потребителей.
Если за пару дней вы вдруг отказываетесь от поездки, готовьтесь к тому, что вам вернут только часть денег за путевку. Часть суммы могут удержать (в зависимости от согласованных условий договора) в качестве возмещения фактически понесенных турфирмой расходов. Но при этом вам в обязательном порядке должны представить документальное подтверждение расходов, поясняет юрист.
— Не планируйте отдых в спешке, — советует Анна Кришань. — Наведите справки о турфирме, уточните, давно ли она работает на рынке, какая у нее репутация. В этом вам помогут различные форумы и сайты, где туристы делятся своими впечатлениями и опытом.
Пройдитесь с менеджером туркомпании по всем пунктам договора. Учтите, что этот документ не всегда должен быть типовым, каким его порой пытаются представлять. В нем можно письменно подтвердить интересующие вас нюансы, в том числе касающиеся качества туруслуг. Ну а если на отдыхе вас что-то не устраивает, в зависимости от возникающих вопросов обращайтесь к администрации отеля или представителю турфирмы (иногда его называют гидом). Если же они бездействуют, начинайте переписку с отправляющей стороной. Письменное подтверждение ваших претензий, фото, показания свидетелей будут лучшим доказательством тому, что ваши права были нарушены.