Откуда в обычной белорусской деревне взялся древнеримский бог?

Нептун здесь больше не живет

Эта деревня — одна из самых молодых в стране. Ее появление на карте Беларуси напрямую связано с Октябрьской революцией. Когда последний из владельцев роскошного имения Буглаков в Жиличах, что неподалеку от нынешнего Кировска, бежал за границу, представители новой власти экспроприировали не только панский дворец. Бедноте выделили и большой лоскут помещичьей земли. Зарождающееся село, ознаменовавшее начало новой жизни, крестьяне и назвали необычно. Имя дали древнеримского бога Нептуна. Или одноименной планеты — понимай как хочешь!

В реке и щука водится

Местные жители больше склоняются к первой версии. Заведующая Жиличской сельской библиотекой Татьяна Василькова предполагает: о властелине воды первые жители деревни вспомнили потому, что рядом — речка Добосна. Пусть она сегодня не такая полноводная, как сто лет назад, но все равно рыбы хватает: и лещ здесь водится, и щука, и окунь, и красноперка. А луга — заливные. Хоть сено заготавливать, хоть коров пасти — сочной травы на все хватит! К слову, сегодня коров в Нептуне совсем немного — хорошо если с десяток наберется. А в советские времена было больше сотни.  

«Десант» из представителей власти, культуры и соцзащиты.

— Старшему поколению скотину держать не по силам, а молодежь хозяйством обзаводиться не хочет, — констатировала председатель Добоснянского сельисполкома Галина Щур.

В составе «десанта», вместе с которым я отправляюсь в Нептун,  еще и руководитель Жиличского социального пункта Надежда Терентьева. От агрогородка до нужной нам деревни рукой подать: по сути, это спутник Жиличей. Галина Филипповна не скрывает: как и все другие деревни сельсовета, Нептун из поля зрения местной власти не выпадает:

— Всего здесь три улицы, 46 домов. И 110 жителей — практически с каждым мы знакомы. При этом особое внимание тем, кто нуждается в помощи: одиноким, одиноко проживающим, инвалидам.

Номера телефонов, по которым можно рассказать о своих бедах, сельчанам известны. Но они рады, когда сотрудники исполкомов,  медики или соцработники сами заходят к ним в гости. Общение сегодня тоже в цене, и людям в возрасте его не всегда хватает.

Хлебные земли

Первое, что бросается при въезде в деревню, — добротные каменные особняки. Галина Щур поясняет, что эта улица — молодая. Активно заселяться-строиться она начала в девяностых. Перспектива неплохая — рядом Жиличи с их социальной инфраструктурой. Даже сельскохозяйственный колледж и школа искусств есть! Для молодых семей это большой плюс в выборе места жительства. Председатель сельисполкома рассказала, что бытовые условия в Нептуне тоже на высоком уровне:

— Мы поставили точку в решении такого важного вопроса, как водоснабжение. В домах у одной части сельчан оно было, у другой — отсутствовало. Собрались, обсудили: чем может помочь в этом деле власть и какой может быть доля личного участия граждан. В итоге сумели прийти к единому знаменателю и повысить планку удобств. Также совместно разбили парк на заболоченной ранее околице. Когда люди участвуют в благоустройстве своей деревни, их заинтересованность в сохранении созданной красоты только растет.

Замок в Жиличах продолжают реставрировать.

А еще — стимулирует поддерживать порядок на личных подворьях. Тем более что и опыт есть у кого перенять — например, у  Марии Дмитриевой. Двор как с картинки: забор, фонарь, скамейка. И чистота — хоть в тапочках гуляй!  Пенсионерка поясняет: домашний комфорт и практичное обустройство территории — дело рук ее мужа. «Он был строителем и по профессии, и по призванию. Все время что-то мастерил. Я, конечно, тоже помогала», — поведала Мария Ефимовна. К слову, в Нептуне Дмитриевы строиться начали хороших полвека назад.      

— Все начиналось с колышка, который вбил архитектор. На нашей улице мы поселились первыми. И дом тоже был под номером один — на Школьной. А потом и название улицы поменяли на Юбилейную, и номер дома — на семнадцатый.

В шестидесятых годах, поведала хозяйка, вокруг были дикие заросли. Новоселы засучили рукава и выкорчевали кусты, разработали землю и засеяли огороды. Их труд был вознагражден: бывшие панские наделы оказались плодородными. По сей день здесь снимают неплохие урожаи картофеля, овощей. Хлеб тоже хорошо растет.

Свадьбы гуляли всем селом

Сегодня в мастерской отца работает Владимир ДМИТРИЕВ.
Надежда Терентьева тем временем обследует жилье — эта миссия делегирована ей смотровой комиссией сельсовета. «В первую очередь, — заметила, — дом должен быть безопасным. За этим следим и мы, и спасатели, и милиция. К примеру, обращаем внимание хозяев на состояние печи. Если есть трещины или другие неисправности, даем время на их устранение. И обязательно возвращаемся, чтобы проверить, все ли сделано, чтобы убрать источник опасности». У 75-летней  Марии Ефимовны, как обычно, все в порядке. Сегодня она живет вместе с мамой — самой старой жительницей Нептуна. До столетнего юбилея Ольге Васильевне осталось всего ничего — неполных два года. «У нее — 12 внуков, 17 правнуков и 6 праправнуков», — с гордостью перечисляет дочка.

Хотя Нептун как место рождения в их паспортах не значится, Дмитриевы все равно считают его малой родиной. Жили ведь в селе неподалеку и нептуновцев по праву считали соседями. Раньше, не скрывает Мария Ефимовна, в деревне было веселей. Торжества отмечали пусть не всей деревней, но улицей — точно. Если, скажем, свадьба пела и плясала и на огонек приходил кто-то без приглашения, его все равно привечали-угощали. А то и за стол усаживали! Популярными были и посиделки на скамейках у палисадников.

Иван да Марья

В семье Роскач последние новости нынче узнают из районки и от соцработников. На этот раз Надежда Терентьева принесла лекарства для хозяина — Ивана Андреевича. Его жена Мария Дмитриевна призналась, что из дому они теперь выходят нечасто:

— Даже до магазина добраться трудно — спасибо соцслужбе, выручает. И не только с покупками: наши помощники и обед помогают сготовить. Хотя их заботой стараемся не злоупотреблять, что-то простое сами варим. Для нас даже когда добрый человек в двери постучал — уже радость.

Супруги РОСКАЧ скоро отметят бриллиантовую свадьбу.

Супруги тоже оказались в числе тех, кто в прошлом веке попал на большую волну новоселий в Нептуне. Несколько лет назад отметили золотую свадьбу, теперь на очереди — бриллиантовая. Вообще, свадьбы для восьмидесятилетних хозяев — тема особенная. В свое время молодой механизатор присмотрел красавицу во время женитьбы родственников в Бобруйске. Увидел — и пропал. Все закрутилось так, что вскоре стало понятно: им тоже росписи не избежать. Предложение невесте сделал по всем правилам, для этого в деревню к избраннице на  ЗИЛе добирался! Гуляли-веселились тогда на два села: и на малой родине молодой отметились, и в отчем доме молодого мужа. Но в совместной жизни труда было больше, чем праздников.

Троих своих детей тоже к труду с самого детства приучали. Те  давно выросли, разъехались — кто в Бобруйск, а кто и дальше, в Россию. По возможности навещают родителей, но свободного времени у Роскачей-старших все равно остается много. Вот Мария Дмитриевна и пристрастилась к чтению. Татьяна Василькова книги, как обычно, доставила ей на дом.

Завбиблиотекой уточнила: всего читателей у них — за тысячу. Зона обслуживания — девять деревень. Тому, кто сам не может добраться до читального зала или абонемента, издания приносят по месту жительства. Сельчане нередко просят что-нибудь историческое. Их любопытство к прошлому, считает,  вполне объяснимо. Не каждая деревня может похвастаться территориальной близостью к такому уникальному памятнику архитектуры и культуры, как дворец Буглаков. Сегодня особняк переживает новое рождение: здание реставрируется, все больше притягивая внимание туристов. К слову, сельская библиотека тоже имеет «дворянскую» прописку — в обновленном корпусе панского дома. «Этот факт просто обязывает нас как можно глубже окунуться в мир прошлого. Изучать исторические документы, добавляющие крупицы знаний о событиях минувших лет, — не сомневается Татьяна Василькова. — И, конечно, нести эти знания дальше — так, чтобы людям захотелось сделать собственные открытия. Книга им в этом  добрый и верный помощник».

Фото автора, Ирины Савосиной и из соцсетей
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter