В Щучинском районе остался единственный работник, в трудовой книжке которого значится запись «конюх»

Непросто удержаться в седле

Случайно узнав, что в сельхоз­предприятии «Демброво» требуется конюх, работавший строителем в Минске Андрей Тимофеев вернулся на малую родину и устроился на конеферму. Его детская мечта наконец-то сбылась!

Когда до встречи с конюхом сельхозпредприятия «Демброво» Андреем Тимофеевым остается пару минут, на ум приходит нетленный афоризм сэра Уинстона Черчилля: «Больше всего на свете не люблю лошадей — посередине они неудобны, а по краям опасны». Но минут через пять после появления героя сегодняшнего материала я забываю про сэра Уинстона. Да и обо всем на свете, в принципе, забываю! Настолько ярко и образно рассказывает про своих питомцев Андрей.



Лошади сопровождали его всегда и везде. Первое осознанное детское воспоминание связано с этими грациозными животными, и через всю взрослую жизнь они прошли не сквозным, а главным впечатлением. Андрей Тимофеев делает небольшой экскурс в историю:

— Лично для меня лошади — самые удивительные создания на Земле. Изначально они были дикими, на них охотились ради мяса. Однако где-то 5.000 лет назад лошадь была одомашнена. Служила тягловой силой, широко использовалась в кавалерии. Еще в начале ХVIII века вышел указ Петра I о создании конных отрядов для патрулирования. Практика показала: пять лошадей запросто останавливают толпу в тысячу человек. Доводилось лошади бывать и рабой человеческого азарта — всем памятны ставки на скачках. В общем, без них никак!



— Любопытно, а какой у вас была первая встреча с лошадью?

— Такой яркой, что запомнилась навсегда. Были в гостях у деда. Мне 3 года, и я смотрел на мерина снизу вверх как зачарованный. Мама подхватила меня на руки и посадила в седло. А через мгновение кто-то щелкнул затвором фотоаппарата и навсегда запротоколировал сей исторический момент (смеется). Лошадь сделала пару шагов, я вцепился ей в роскошную гриву и закричал... Нет, не от страха, а от неописуемого восторга! В общем, через год я уже ездил самостоятельно, ловко запрыгивая на круп лошади. Катался до упаду целыми днями напролет.

— А было это...

— В деревне с экзотическим для нашего времени названием Заря Коммунизма, что неподалеку от горпоселка Желудок. Мы с пацанами катались на лошадях, играли с ними, а если взрослые разрешали искупать их в реке — это вообще было неземное счастье!



— В детстве общение с лошадьми было для вас игрой, теперь — это профессия. Лошади по-другому воспринимаются?

— Не особо. Хотя уровень знаний стал совершенно иным. Вижу, что одно животное приболело, а другое нуждается в том, чтобы его подковали. Если кобыла беременна, тоже замечу по особым признакам.

...Место реализации профессиональных амбиций Андрея Тимофеева — конеферма, расположенная в деревне Евлаши. Хозяйство у него хлопотное: 28 взрослых коней и 10 жеребят. Малыши, как и положено озорной ребятне, ведут себя шумно — смешно выбрасывая длинные тонкие ноги, сломя голову носятся наперегонки по загону.



— Роды тоже принимаете, Андрей Владимирович?

— А как же! Дело-то, в принципе, нехитрое. Перерезать, если надо, пуповину, продезинфицировать ее антисептиком. Энергично очистить рот и ноздри новорожденного от слизи, и... жеребенок тут же вскакивает на ноги и с веселым ржанием начинает выделывать такие коленца, что не угонишься! В принципе, у лошадей от природы сильнейший иммунитет, поэтому они болеют редко. Другое дело, поначалу малышей нужно поддерживать специальными смесями, чтобы они быстрее окрепли. Здесь все как у людей, правда?



...Конюхом Андрей Тимофеев стал не сразу. Поначалу выбрал строительную специальность, поступил в гродненский лицей:

— Я получил корочки облицовщика, штукатура и маляра. Еще на практике работа увлекла. Дождь, снег, жара, ветер — ты всегда на объекте, закатав рукава, строишь людям жилье. Осознаешь, насколько нужна твоя профессия, это прибавляет сил — непогоду просто не замечаешь. К слову, и заработок неплохой. Но мечта... Она не давала покоя! Проснусь среди ночи в общежитии и думаю: как было бы здорово нестись сейчас наперегонки с ветром в деревне на резвом скакуне. В общем, вернулся я из Минска на малую родину. Вскоре устроился на местную птицефабрику. Но это все не то...



...Когда Андрей случайно узнал, что в сельхозпредприятии «Демброво» требуется конюх, сразу же помчался туда на лошади по кличке Машка. Полное взаимопонимание с руководителем хозяйства Александром Тулей было достигнуто с первых же минут общения. И работа закипела!

— Первым делом мы кардинально изменили сам принцип работы. Прекратили реализацию лошадей, которых использовали в качестве тягловой силы на приусадебных участках. И теперь конеферма занимается разведением породистых скакунов. Дело новое, для меня, по большому счету, неизведанное, порой и шишки приходится набивать. Однако процесс идет. И идет успешно. Посмотрите, какие красавцы!



Кстати, Андрей Владимирович принципиально не пользуется словами «скот» и «животное», а в ответ на мою реплику, мол, лошади не владеют мимикой и не умеют улыбаться, замечает:

— Это неправда! Учеными доказано, что у них 17 различных выражений, которые отражают страх, угрозу или упрямство. А если, к примеру, лошадь синхронно втягивает уголки губ, значит, она демонстрирует свою покорность хозяину.

В этот момент к нам незаметно подходит Тимофей Тимофеев. Шестилетний мальчишка на ушко шепчет папе просьбу сесть верхом на лошадь. Так что мы продолжаем увлекательную фотосессию.



— Лошади любят детей. А те в них тоже души не чают. Вообще, людской поток к нам не иссякает: дети просят погладить лошадок, взрослые — сфотографироваться с ними, — замечает Андрей Тимофеев. — Порой такие трогательные вещи наблюдаю. Вот смотрите: пришла девочка с ДЦП. И норовистая лошадь сама подбежала к ней, дала себя погладить. Удивительное дело — у лошади из глаз полились слезы, у девочки тоже. И я, глядя на эту картину, едва не прослезился.

Напоследок спрашиваю:

— Обычно мальчишки мечтают стать космонавтами или капитанами дальнего плавания. У вас мечта была совершенно земной. Она сбылась. Скажите, конюх — это звучит гордо?

— А почему бы и нет?! Удержаться в седле во всех смыслах этого слова непросто.



И под эту хеппи-эндовую развязку тут же вспоминается Василий Шукшин: «Самые лучшие люди — это кони. Когда умрет последний конь — мир рухнет».

И О СЕМЬЕ

Пока наш фотокор ищет у манежа выгодные ракурсы, я расспрашиваю у единственного в районе конюха о семье. Тот откровенничает:

— Еще когда с Вероникой собирались пожениться, решили, что будем многодетной семьей. Так и вышло. У нас подрастают четверо деток. Первенцу Артему уже 8 лет, Тимофею 6, Ульяне 5, а Милане только 3 месяца. Справили новоселье в комфортабельной трехкомнатной квартире в Щучине. Летом, правда, живем в загородном домике, принадлежащем теще. Это в деревне Гагарино. Оттуда я ежедневно за 14 километров езжу на работу в Евлашево. На чем? Конечно же на лошади!


Фото Бориса МЕЩЕРЯКОВА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter