Непросто, но необходимо

30 августа на оперативном совещании по вопросам...

30 августа на оперативном совещании по вопросам социально-экономического развития глава государства сообщил о четком разработанном плане выхода на единый обменный курс белорусского рубля при социальной защите населения. Решение о нем принято с учетом всех имеющихся ресурсов, с учетом того, что страна научилась жить, не расходуя золотовалютные резервы.

За семь месяцев достигнут исторический максимум по поступлению валютной выручки — 25 млрд. долларов. Важный факт: за май—июль валюты в Беларусь поступило на миллиард больше, чем израсходовано. За июль, по словам Президента, получено почти плюс 200 млн. положительного сальдо. Таков эффект девальвации? Но есть и результат коррекции экономической политики, сознательных усилий по увеличению экспорта и наведению элементарной дисциплины в платежных отношениях. Среди остальных источников названо не менее 5 млрд. долларов, приход которых в Беларусь ожидается на приемлемых условиях от стратегических инвесторов. Важный источник — возврат валютной выручки, ликвидация внешней дебиторской задолженности (почти 5 млрд. долларов). То есть получение денег за отгруженный на экспорт товар, за который по тем или иным причинам покупатели за границей пока еще не заплатили. Принципиальный момент — сдерживание и отказ от эмиссии при создании условий для привлечения средств населения в банки (а на руках у людей, по оценкам Нацбанка, не менее 7 млрд. долларов).

Использование этих ресурсов призвано дать твердую основу для того, чтобы валютный курс был единым и определялся на основе спроса и предложения по итогам биржевых торгов. Похожий вариант уже успешно сработал в 1999—2001 годах, когда валютный рынок был стабилизирован и подвергнут либерализации. Глава государства сказал, что «искусственно поддерживать курс рубля не планируем», хотя «мы отвечаем за свою национальную валюту и будем ее всячески защищать».

По мнениям экспертов, заявленный 30 августа план выхода на свободное курсообразование почти совпадает с пакетом предложений МВФ, может привести к позитивной оценке и к возможности получения кредита МВФ. Но нужен ли он будет Беларуси, если учесть перспективу привлечения в страну 5 млрд. долларов до конца года? (Возможно, за счет продажи пакета акций «Бел­трансгаза», кредита «Беларуськалию», второго транша кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС). По мнению старшего аналитика группы компаний «Forex Сlub» Валерия Полховского, гораздо полезнее сотрудничество с МВФ в части консультаций по поводу реструктуризации реального сектора, в части опоры на мнение хороших специалистов с богатым опытом работы в странах, где преодолевались кризисы. А изменения структурные все же необходимы: ведь государство не сможет поддерживать некоторые предприятия и сектора так, как оно это делало раньше. Исправление диспропорций на финансовом рынке поможет структурным реформам.

Ведь такое рыночное курсообразование самодостаточно, оно обеспечит стабильную работу валютного рынка. Экспорт, как и в последние месяцы, останется чрезвычайно выгодным, а импорт — невыгодным. У предприятий появляется реальная материальная заинтересованность в том, чтобы замещать импорт и делать то, чего не удавалось добиться, административно проводя импортозамещение, считает Валерий Полховский. Эксперт также обратил внимание на то, что предприятиям придется учиться управлять рисками, учиться рисковать на рынке, а не просто «закладывать в цену товара максимальные курсы, близкие к границе платежеспособности».

Итак, экономику валютой обеспечат. Вопрос только в ее цене, в том, все ли смогут покупать валюту по той цене, по которой она будет выставляться. Вопрос цены будет определяться денежно-кредитной политикой. Не менее важным эксперт считает управление инфляционными процессами. Меры, которые помогут вернуть инфляцию на докризисный уровень, вполне реальны. И если не начнется мировая рецессия, в отделе аналитики группы компаний «Forex Сlub» полагают, что инфляция в Беларуси в следующем году может отступить к уровню 10—20 %.

Специалисты уже назвали объявленный 30 августа план новым вектором экономической политики. Но на деле он не ставит под сомнение в целом белорусскую модель развития, которая остается социально ориентированной. Это видно по второй части плана, где предусмотрены шаги по защите населения: единовременная материальная помощь, прежде всего бюджетникам и неработающим пенсионерам, сохранение индексации, повышение тарифной ставки первого разряда в бюджетной сфере. В реальном секторе тариф первого разряда в этом году уже повышался, и на ряде предприятий уже не один раз. Будет непросто. Но государство хотело бы, заявляя о своей социальной ориентации, поддержать уровень жизни людей, прежде всего реально нуждающихся.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter